Эксперты объясняют это ажиотажным спросом на непродуктовые товары.
Исследовательский холдинг «Ромир» представил ежемесячный индекс покупательской активности россиян, демонстрирующий изменение потребления домохозяйствами товаров повседневного спроса. Индекс рассчитывается как для номинальных расходов, так и для реальных (с поправкой на инфляцию по данным Росстата).
Чтобы читателей не смущали трехзначные значения прироста отдельных показателей, стоит напомнить, что за основу расчета данного индекса берется медианное значение десятилетней давности — 2012 г.
Так вот, согласно результатам исследования на базе Потребительской панели Ромир, в марте 2022 г. индекс повседневных номинальных (без поправки на инфляцию) расходов россиян составил 255%, что на 41 п.п. (на 19,2%) больше, чем в феврале. В годовой динамике индекс увеличился на 46 п.п. (на 22%).
Реальные расходы выросли по сравнению с предшествующим месяцем на 12 п.п. (на 10,8%) и на 5 п.п. (на 4,3%) — относительно февраля прошлого года. Индекс реальных расходов (с поправкой на инфляцию) практически сравнялся с показателем 2020 г. (122%).
Замер «Ромира» также показал, что по федеральным округам самый большой рост индекса зафиксирован в Приволжском федеральном округе (+21,5%). Меньше всего увеличились расходы в Уральском федеральном округе (+16,3%).
В столице индекс покупательской активности в марте составил 314% (+25,1%), в Санкт-Петербурге — 318% (+24,2%).
«Рост индекса в марте вызван ажиотажным спросом на товары непродуктового сектора, которые россияне закупали впрок. Долгая закупка приведет в том числе к стагнации спроса в разрезе данного сектора, так как возврат в категорию, особенно товаров длительного пользования, происходит долго», — отмечает исполнительный директор холдинга «Ромир» Инна Караева.
Любопытно, что при существенном росте мартовских расходов россиян на товары повседневного спроса их доля в общих расходах (45,6%) относительно февраля немного сократилась — на 0,7%, а в годовом измерении подросла символически — на 0,04%.