Эксперты объясняют это ростом ставок из-за санкционного давления, а также продолжающимся дефицитом новых автомашин и запасных частей к ним.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в марте 2022 г. средний размер выданных автокредитов на новые автомобили и с пробегом составил 1,28 млн руб. Это на 5,3% меньше, чем было зафиксировано в предыдущем месяце (в феврале — 1,35 млн руб.). Таким образом, констатируют эксперты НБКИ, это первое снижение данного показателя почти за год — с мая 2021 г. он рос непрерывно.
Они также отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средний чек автокредита вырос на 21,2% (в марте 2021 г. — 1,05 млн. руб.).
Самый большой средний размер выданных автокредитов среди 30 регионов — лидеров по объемам автокредитования в марте 2022 г. отмечен в Москве (1,85 млн руб.), Санкт-Петербурге (1,67 млн руб.), а также в Московской (1,61 млн руб.), Ленинградской (1,44 млн руб.) и Новосибирской (1,35 млн руб.) областях.
Относительно динамики среднего чека выданных автокредитов среди названных 30 регионов аналитики НБКИ отмечают, что по сравнению с предыдущим месяцем самое существенное снижение данного показателя в марте 2022 г. продемонстрировали Вологодская (–17,7%) и Кемеровская (–15,9%) области, Республика Башкортостан (–15,4%), а также Тверская (–14,1%) и Нижегородская (–12,2%) области. При этом в ряде регионов средний размер автокредита, напротив, даже вырос, в том числе в Тульской области (+8,3%), Санкт-Петербурге (+6,4%), а также в Волгоградской (+5,2%), Ленинградской (+4,0%) и Новосибирской (+0,3%) областях. В Москве данный показатель снизился на 6,1%.
«Средний чек выданных автокредитов непрерывно рос с весны прошлого года на фоне дефицита новых автомобилей и консервативной кредитной политики банков. При этом в марте выдача автокредитов упала почти на 80% по сравнению с февралем, а средний размер автокредита снизился впервые за год. Все это было обусловлено ростом ставок по причине санкционного давления, а также продолжающимся дефицитом новых автомашин и запасных частей к ним», поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Он также отмечает, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей, доля заявок на которые в марте превысила 60% от общего числа заявок. При этом общее количество заявок в прошлом месяце снизилось на 51% по сравнению с февралем, а уровень их одобрения составил менее 10%, сообщает эксперт.