Проблемы защиты интеллектуальной собственности в новых реалиях ученые, представители власти и крупнейших российских маркетплейсов обсудили на специальном круглом столе в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованном Международным центром конкурентного права и политики БРИКС.
Заместитель руководителя ФАС России Карина Таукенова отметила, что результаты интеллектуальной деятельности правообладателей, с одной стороны, формируют новые рынки и отрасли экономики, способствуют технологическому прогрессу. В то же время, такие результаты интеллектуальной деятельности правообладателями могут использовать не только в целях инновационного развития, но и в целях монополизации товарных рынков и ограничения конкуренции. Вместе с тем представитель ведомства подчеркнула, что с каждым годом антимонопольные органы фиксируют рост обращений на ограничивающие конкуренцию действия правообладателей.
Участники дискуссии отметили, что защита интеллектуальной собственности в России выстроена гораздо жестче, чем в других странах, и отличается от общей мировой практики, поэтому нуждается в пересмотре. Внося предложения для российского законодательства, регулятор исходит из опыта стран с развитой экономикой. При этом для антимонопольного органа важно соблюсти баланс интересов всех участников – правообладателей, бизнеса и потребителей.
По мнению регулятора, пересмотр статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции позволит исключить злоупотребления интеллектуальными правами. По словам замглавы ФАС Тимофея Нижегородцева, в условиях внешнего санкционного давления необходимо перенести акцент с защиты «абсолютных» интересов транснациональных корпораций – правообладателей на обеспечение первоочередных потребностей внутреннего рынка.
Напомним, что в марте Кабинет министров принял решение разрешить ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Постановлением от 29 марта 2022 года №506 власти отменили ответственность за так называемый параллельный импорт.