Ежегодный некоммерческий рейтинг популярных франшиз от каталога Businessmens.ru продемонстрировал как изменился спрос на бизнес за прошедший год. Россияне больше стали покупать дорогие франшизы. Средняя сумма вложений у франшиз из числа топ-10 рейтинга выросла до 21,6 млн рублей. Хотя после пандемии этот показатель едва достигал 15,6 млн рублей.
Сдали позиции прошлогодние лидеры – франшиза пунктов выдачи заказов маркетплейса Wildberries переместилась с первого на пятое место. На две позиции упал Ozon. По-прежнему популярны дискаунтеры. Fix Price поднялся на четвертое место, «Доброцен» открыл еще больше точек, чем в предыдущем периоде, а на девятом месте обосновался новичок рейтинга – франшиза магазина низких цен «МПР».
Безоговорочными лидерами стали франшизы гигантов фаст-фуда KFC и McDonald’s. Но, учитывая актуальную информацию по зарубежным брендам, возможно, это последний год их триумфа. «Пятерочка» незначительно потеряла позиции – отечественной компании досталось третье место, хотя два года назад она возглавляла список самых популярных. Сумела удержаться в лидерах и «Додо Пицца», заняв десятое место.
Заметен значительный рост популярности франшиз кофеен самообслуживания. Возглавляет вторую десятку Lifehacker Coffee, сумевшая запустить более 2900 новых точек за один год. Хотя в прошлом году бренд не входил даже в топ-50 рейтинга. С 23 на 16 поднялась франшиза Hohoro, заключившая 1714 контрактов.
О восстановлении интереса к фитнес-индустрии говорит успех фитнес-клуба World Сlass. При том, что это одна из самых инвестоемких франшиз, компании удалось открыть шесть новых клубов и попасть в ТОП-20.
Начинает постепенно утихать пандемийный бум на открытие пунктов выдачи заказов. Об этом свидетельствует статистика Wildberries и Ozon. Однако популярность этого вида бизнеса все еще высока. Так, например, количество новых точек ПВЗ транспортной компании СДЭК лишь ненамного уступает показателям прошлого рейтинга. Фирма запустила за год порядка 900 отделений.
Такая же ситуация с медицинским бизнесом. Популярность франшиз аптек и лабораторной диагностики по-прежнему позволяет брендам находиться на высоких позициях. Так, «Советская аптека» практически не сбавляя темпов роста запустила 93 новых представительства. Бренду Invitro удалось открыть 137 точек, а «Гемотесту» – 144.
В целом, результаты франчайзинга за прошедший период демонстрируют положительные тенденции. Увеличение популярности более дорогих франшиз, а также количественные показатели брендов отражают процессы быстрого восстановления и активных действий компаний после пандемии 2020 года. И тем актуальнее становятся результаты рейтинга в настоящее время. Учитывая изменения на глобальном рынке в 2022 году, результаты множества франчайзинговых сетей станут ярким отражением того, кто и как справится со сложностями.