Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в часть четвертую ГК РФ в части расширения круга правообладателей товарных знаков.
Анастасия Герман, ведущий юрист INTELLECT, проанализировала для газеты «ЭЖ-Юрист» его значение.
Действующие положения ГК РФ устанавливают, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ).
Законопроектом предлагается признать данную статью утратившей силу и закрепить новую редакцию ч. 1 ст. 1492 ГК РФ, согласно которой заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или гражданином (заявителем).
Предложенные изменения отражают стремление законодателя обеспечить равенство участников гражданского оборота — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве предпринимателя. Причем это касается не только граждан России, но и иностранных граждан.
Потребности делового оборота привели к возникновению новых субъектов гражданских правоотношений. В частности, речь идет о категории самозанятых граждан, которые с недавнего времени вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на основании положений п. 1 ст. 23 ГК РФ.
Допустимыми видами деятельности для самозанятых являются присмотр и уход за несовершеннолетними детьми, больными и пожилыми людьми, репетиторство, уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства, услуги мастера салона красоты, услуги такси, сдача в аренду квартир. Данный перечень не является исчерпывающим.
Становится очевидным, что отсутствие права индивидуализировать свои товары/услуги товарным знаком выглядит ограничением для самозанятых, а потому внесение изменений в отношении расширения круга правообладателей товарных знаков является назревшей необходимостью. Это соответствует и мировой практике регистрации товарных знаков на имя физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без привязки к получению статуса предпринимателя, известной, например, правопорядкам США, Европейского Союза, Китая.
Кроме того, не стоит исключать появление в ближайшей перспективе и иных категорий граждан, которые получат право осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Формулировка п. 1 ст. 23 ГК РФ позволяет с уверенностью это утверждать.