Эксперты оценили, когда можно ждать его стабилизацию, и дали прогноз на 2022 г.
Как и «ЭЖ» немного раньше, аналитики Промсвязьбанка констатируют, что в апреле текущего года продажи новых легковых автомобилей в России рухнули в годовом выражении на рекордные 78,5%, а глубина снижения оказалась сильнее, чем в апреле 2020 г., когда продажи были приостановлены вследствие эпидемиологических ограничений. Столь резкое падение эксперты ПСБ объясняют дефицитом автомобилей на складах, ростом цен и заградительными ставками по автокредитованию.
Они отмечают, что снижение продаж за рассматриваемый период показали практически все автомобильные бренды. Логистические и платежные шоки в стране вызвали дефицит автокомпонентов, необходимых для производства, что привело к существенному снижению выпуска как зарубежных, так и отечественных автомобилей.
Снижение сильнее остальных среди наиболее популярных брендов показали автомобили Toyota и Volkswagen, которые в марте заявили об остановке поставок автомобилей и работы заводов в России. Похожая ситуация наблюдается и с автомобилями SKODA, Renault и NISSAN. Необходимость приостановки производства отмечена и у отечественных автомобилей — ранее в марте АвтоВАЗ (LADA) приостанавливал производство на сборочных линиях в Ижевске и Тольятти, напоминают аналитики ПСБ.
В то же время они обращают внимание, что отдельные китайские бренды продолжают экспансию на российском рынке. В частности, продажи китайского Exeed увеличились в годовом измерении в два раза за счет наличия автомобилей в салонах. Рост продаж авторы исследования также связывают с небольшими объемами реализации в прошлые периоды.
«Наш консервативный сценарий предполагает падение реализации новых легковых авто и LCV в 2022 г. на 40% год к году. Мы полагаем, что в ближайший квартал ситуация на рынке новых легковых автомобилей будет оставаться сложной, а стабилизация выпуска может начаться в сентябре, когда заводы начнут адаптировать свои производственные цепочки», — сообщает прогноз аналитик ПСБ Владимир Соловьев.
Напомним, что, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за январь — апрель нынешнего года российский рынок новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в годовом сопоставлении упал на 43,0%. Таким образом, прогноз ПСБ по продажам названных автомобилей за весь 2022 г. учитывает небольшое улучшение ситуации.