Но, как и в случае с апрельскими выдачами потребительских кредитов, эксперты объясняют это эффектом очень низкой базы предшествовавшего месяца.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в апреле 2022 г. в России было выдано 20,8 тыс. автокредитов на новые автомобили и с пробегом, или на 21,8% больше по сравнению с предыдущим месяцем (в марте 2022 г. — 17,1 тыс. единиц). Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов в прошлом апреле, напротив, упало на 80,7% (в рекордном апреле 2021 г. — 107,6 тыс.), а относительно «досанкционного» февраля — на 71,1% (в феврале 2022 г. — 71,9 тыс.).
Ради точности стоит заметить, что, исходя из представленных значений, рост в апреле выдачи автокредитов по сравнению с мартом был немного меньше — на 0,2 п.п.
Эксперты НБКИ отмечают, что среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 529 балла при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов.
Наибольшее количество автокредитов в российских регионах в апреле 2022 г. было выдано в Москве (1,55 тыс. единиц), Московской области (1,36 тыс.), Санкт-Петербурге (1,07 тыс.), а также в республиках Татарстан (0,95 тыс.) и Башкортостан (0,88 тыс.).
По сравнению с предыдущим месяцем в апреле 2022 г. рост выдачи автокредитов аналитики НБКИ отмечают в большинстве регионов РФ. При этом самое серьезное увеличение (среди 30 регионов-лидеров в данном сегменте розничного кредитования) зафиксировано ими в Челябинской (+52,7%), Волгоградской (+40,2%), Московской (+39,9%) и Тульской (+38,2%) областях, а также в Республике Татарстан (+38,0%).
Как и в случае с потребкредитами, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков отмечает, что в целом текущая ситуация с выдачей автокредитов напоминает «карантинные» апрель и май 2020 г., с тенденцией к некоторому постепенному восстановлению после первого шока санкций и роста рыночных ставок. При этом довольно высокий рост выдачи автокредитов в апреле по сравнению с мартом эксперт тоже объясняет эффектом низкой базы, напоминая, что по сравнению с «досанкционным» февралем в марте выдача сократилась сразу на 77,4%.
«Вместе с тем, помимо роста ставок по автокредитам, на сокращение их выдачи продолжает оказывать влияние дефицит новых автомобилей и запасных частей к ним. При этом некоторому восстановлению сегмента автокредитов способствует, прежде всего, активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей. В свою очередь кредитование на покупку новых автомашин продолжает сокращаться. Стоит также отметить, что общее количество заявок в апреле снизилось на 5,3% по сравнению с мартом и на 39,6% по сравнению с февралем, а уровень их одобрения немного подрос и составил около 15%», — комментирует рыночную ситуацию А. Волков.