А спрос в апреле на продукцию промышленности, фиксируют аналитики, уже заметно упал.
Рассчитываемые Институтом проблем естественных монополий индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России — индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос — с различной оперативностью отреагировали на зарубежные санкции. Индекс ИПЕМ-производство в апреле 2022 г. год к году продолжил расти, но эксперты института отмечают, что темпы прироста постепенно замедляются — +4,3% (+6,9% за январь — апрель 2022 г. к аналогичному периоду прошлого года); индекс ИПЕМ-спрос снижается (–3,3%, +2,0% соответственно).
Экономисты ИПЕМ констатируют, что спрос на продукцию добывающих отраслей сократился впервые с апреля прошлого года: –4,5% (+2,4% за январь — апрель 2022 г.).
Добыча нефти в апреле текущего года сократилась на 4,0% до 41,1 млн т. Экспорт нефти за четыре месяца 2022 г. сократился на 0,6% до 66,3 млн т. Относительно небольшое снижение добычи усугубляется низкой базой апреля прошлого года. При этом Минэнерго России заявило о планах увеличить добычу в мае в сравнении с апрелем. Отдельно авторы исследования отмечают обострившуюся в апреле проблему переизбытка некоторых видов нефтепродуктов, особенно мазута, из-за резкого сокращения возможностей поставок на экспорт. Это грозит не только возможной приостановкой работы некоторых НПЗ, но и сокращением добычи нефти, предупреждают эксперты ИПЕМ.
Экспортные поставки газа в апреле значительно снизились относительно аналогичного периода прошлого года, при этом уровень заполненности ПХГ в Европе продолжает сокращаться (28,9% в апреле 2022 г. против 29,7% годом ранее) несмотря на то, что весь месяц осуществлялась активная закачка в газохранилища. Поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» за январь — апрель 2022 г. увеличились практически на 60% относительно аналогичного периода прошлого года, что на фоне снижения потребления Китаем из-за новых коронавирусных ограничений привело к снижению цен на спотовый газ в странах АТР.
Авторы исследования напоминают, что после ввода ряда ограничительных мер со стороны ЕС Россия приняла решение о введении новой схемы оплаты газа, поставляемого в Европу, предусматривающей конвертацию евро в рубли. В конце апреля экспортные поставки газа в Польшу и Болгарию были приостановлены из-за отказа данных стран перейти на новую схему оплаты.
Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности снизился в апреле 2022 г. на 5,0% к апрелю 2021 года (+0,6% за январь — апрель 2022 г.).
Внутренний спрос на черные металлы в апреле вырос на 12,0% (+20,9% за четыре месяца 2022 г.), внешний спрос сократился на 6,6% (–7,2% соответственно) на фоне ввода Европой ограничительных мер на поставку железа и продукции черной металлургии (охватывает около 40% экспорта российской стали в Европу).
Спрос на цветные металлы в апреле со стороны внутреннего рынка значительно сократился — –37,7% (–0,1%), поставки на внешний рынок по сети железных дорог продолжили расти (+22,6%, +19,0%), как предполагают в ИПЕМ, на фоне ожидания ввода новых ограничительных мер.
Спрос на химические и минеральные удобрения в апреле 2022 г. вырос на внутреннем рынке (+24,5%, +18,9%), внешний спрос сократился на 40,8% (–19,3%).
Экспортные поставки цемента по сети железных дорог в апреле сократились на 9,5% (+19,8%), внутренний спрос на цемент снизился на 9,3% (+11,0%). По данным Росстата, в марте 2022 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырос на 5,9% относительно марта 2021 г. (+4,5% за январь — март текущего года).
Наиболее чувствительными к массовым ограничениям в мировой торговле ожидаемо для аналитиков ИПЕМ стали высокотехнологичные отрасли, индекс спроса в которых в прошлом апреле рухнул на 19,5% к апрелю 2021 г. (–9,2% за четыре месяца 2022 г.).
Также авторы анализа отмечают, что в отраслях, наиболее зависимых от импортных комплектующих, ситуация еще более острая. Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в марте 2022 г. сократилось на 72,1%. По данным АЕБ, продажи в апреле 2022 г. сократились на 78,5% на фоне значительного роста цен.
Для отечественных производителей, которые испытывают сложности с поставками компонентов (главным образом, «АВТОВАЗ», «КАМАЗ» и «УРАЛ»), разработан новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период», предусматривающий снижение барьеров поставок импортных комплектующих за счет установки неоригинальных деталей, использования «параллельного импорта», а также перехода на более низкий экологический стандарт моторов класса Евро-2 и до Евро-0.
Перечисленные меры будут действовать на период разрыва технологических цепочек поставок требуемых компонентов. Однако восстановление производственно-логистических цепочек, а точнее их перестроение в новом формате в машиностроении, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях может занять продолжительное время, заключают эксперты ИПЕМ.