Теневой сектор этой продукции стал меньше на 4,1%, сообщили в Минпромторге.
Из опубликованной ведомством информации следует, что за 4 месяца 2022 г. контрольно-надзорные и правоохранительные органы России обратились с запросами в государственную информационную систему маркировки более 4 млн раз. По данным оператора системы («Оператор-ЦРПТ»), рост обращений составил 353% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Использование системы маркировки позволяет контрольным органам дистанционно в автоматическом режиме получать информацию о признаках незаконного оборота товаров, без контакта с бизнесом (без увеличения административной нагрузки на участников рынка). По словам замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, такой подход позволяет осуществлять уполномоченным органам контрольные функции, в том числе в текущих условиях моратория на проведение проверок.
В результате объем изъятой из незаконного оборота нелегальной продукции вырос в 1,5 раза. Только по сигаретам объем конфиската вырос на 80% – с 20 млн изъятых из незаконного оборота пачек в 2020 г. до 36 млн пачек в 2021 г. А наибольшее снижение доли незаконного оборота, по данным экспертных организаций, зафиксировано по шинам и покрышкам – на 12%, парфюмерной продукции на 6%, лекарственным препаратам на 5,6%, обувным товарам на 4%, табачной продукции на 4,1%.
«С учетом того, что 1% нелегального рынка табака – это 6,5 млрд руб. недополученных акцизов и НДС в бюджет, фискальный эффект от снижения незаконного рынка составил 27 млрд руб. дополнительных доходов», – отметил замминистра. При этом он уточнил, что легализовались 18 табачных фабрик и закрылись 26 нелегальных. За 2021 г. количество розничных точек, легально торгующих табаком с соблюдением законодательства о маркировке, возросло на 33% – до 220 тыс. магазинов (в 2020 г. – 167 тыс.).
Напомним, что цифровая маркировка товаров в России распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фототовары. Также проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, пива и слабоалкогольных напитков, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них.