Соответствующее исследование провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
Согласно опросу ВЦИОМ, возникновения массового дефицита товаров скорее не опасаются 70% россиян, скорее выражают обеспокоенность по этому поводу — 28%. Распространено мнение, что российские компании скорее смогут заменить ушедших с рынка в последнее время иностранных производителей (69%). Считают, что не смогут — 27%. В подавляющем большинстве Россияне полагают, что российские производители скорее смогут заменить зарубежные фирмы в сегментах производства продуктов питания (94%), предметов гигиены (91%), бытовой химии (90%), строительных и отделочных материалов (86%).
Чуть реже выражали мнение о возможности импортозамещения в производстве медикаментов и лекарств («смогут» — 69% против «не смогут» — 24%), в авиационной отрасли (66% против 22%), изготовлении промышленного оборудования (63 и 29% соответственно).
Примерно половина граждан считают, что отечественные производители скорее смогут заместить иностранное медицинское оборудование (55%), треть считают, что это скорее невозможно (34%). Мнение о возможности успешного замещения иностранных брендов в производстве бытовой техники и электроники высказывают также половина опрошенных (54%), 37% считают, что заместить товары в этой категории российские компании скорее не смогут. В вопросе импортозамещения автомобилей и автозапчастей мнения разделились: 50% считают, что российские компании скорее смогут заменить иностранные, 40% — скорее не смогут.
Исследование ВЦИОМ также показало, что в случае выбора продуктов российского или зарубежного производства при условии равной цены граждане чаще ориентированы на выбор отечественного продукта (67%), скорее импортный товар выберут 18%. В вопросе качества российский производитель также выигрывает, по мнению 56%; каждый пятый считает импортные продукты более качественными (22%).