Но эксперты отмечают, что за март — апрель падение в этом секторе менее серьезно, чем в банковском кредитовании.
Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 3 тыс. микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов), передающих ему сведения, в апреле 2022 г. количество выданных микрозаймов, или займов «до зарплаты» (до 30 тыс. руб.) составило 1,91 млн единиц. По сравнению с предыдущим месяцем в апреле количество выданных микрозаймов сократилось на 19,7% (в марте 2022 г. — 2,38 млн единиц).
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество предоставленных гражданам займов «до зарплаты» сократилось на 20,3% (в апреле 2021 года — 2,40 млн единиц).
Наибольшее количество микрозаймов в российских регионах в апреле 2022 г. было выдано в Москве (110,8 тыс. единиц), Московской области (97,9 тыс.), Краснодарском крае (84,5 тыс.), Свердловской области (74,7 тыс.) и Республике Башкортостан (73,7 тыс.).
Сокращение выдачи микрозаймов в апреле по сравнению с предыдущим месяцем эксперты НБКИ отмечают практически во всех регионах страны, а самую серьезную динамику снижения (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) продемонстрировали Омская область (–14,0%), Приморский край (–12,2%), Иркутская (–12,2%) и Волгоградская (–12,0%) области, а также Ставропольский край (–11,7%). В Москве и Санкт-Петербурге количество микрозаймов за месяц снизилось на 7,1 и 7,4% соответственно.
«Выдача в сегменте микрозаймов сокращается уже пятый месяц подряд. При этом в апреле данное снижение существенно ускорилось. Вместе с тем можно констатировать, что сегмент микрозаймов в марте — апреле сократился, но не так серьезно, как банковское кредитование, на выдачи в котором, прежде всего, повлиял рост ставок в результате санкционного давления. Здесь важно отметить, что модель бизнеса микрофинансовых организаций изначально позволяет им предоставлять займы высоко рискованным заемщикам по значительно более высоким ставкам, чем в банковском кредитовании. Что не мешает МФО эффективно управлять кредитным риском с целью минимизации собственных потерь», — комментирует ситуацию директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.