Первые склады индивидуального хранения стали появляться в России в 2007 году в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня эта услуга распространяется и в регионах: как правило, в наиболее крупных городах-миллиониках – Екатеринбурге, Казани и Новосибирске. Об основных драйверах и факторах, препятствующих развитию этого рынка, а также об основных трендах, рассказывает основатель компании «Амбар» Наталья Белова.
В Москве и Московской области конкуренция на услуги self-storage уже достигает своих нормативных значений и дальнейшее развитие в столице будет не таким динамичным. Три основных направления уже освоены и показали свою экономическую эффективность: складские боксы, облачное хранение и хранение в морских контейнерах.
С каждым днем появляется много мелких игроков на рынке. А большие операторы индивидуального хранения начинают выходить в регионы, чтобы как можно раньше занять эту нишу. Таким образом, динамика развития self-storage за пределами наиболее крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) является естественным путем развития нового направления бизнеса – сначала подтверждение жизнеспособности в столице, затем динамичное проникновение в регионы.
В настоящее время развитие этого сегмента недвижимости сдерживается в основном за счет следующих факторов:
-
низкий уровень инвестиций в это направление со стороны бизнеса (крупные фонды не готовы покупать мелких игроков, а больших компаний self-storage на рынке пока нет);
-
нет консолидации рынка, нет действительно крупных игроков, которые могут, не взирая ни на что, планомерно открывать новые площадки как в Москве, так и в регионах;
-
большинство игроков не имеют в собственности помещения под склады индивидуального хранения и работают по модели аренды, что накладывает определенные риски и не придает уверенности в инвестициях;
-
недостаточно высокая узнаваемость услуги не только в регионах, но и в Москве и Санкт-Петербурге;
-
малое количество подходящих площадей в регионах, на которых будет высокая рентабельность бизнеса self-storage;
-
достаточно высокий порог входа (он касается не только покупки или строительства собственного помещения, но и строительства боксовой системы, аренды земли и покупки контейнеров в случае модели контейнерного хранения).
Драйверами сегмента выступают следующие факторы:
-
высокая устойчивость бизнеса в кризисные моменты, что подтверждено не только экономическими кризисами (и в 2008 году, и в 2020 годом, когда пандемия коронавируса для многих игроков self-storage стала точкой роста и динамичного развития);
-
низкий уровень конкуренции, особенно в регионах;
-
огромный потенциал масштабирования, который дает возможность работать как на инвестиционные деньги, так и в формате франшизы и обычных займов у физлиц.
В ближайшем будущем основное развитие этого рынка будет идти за счет появления новых мелких игроков, которые будут работать по модели аренды и предлагать всего одно помещение или одну контейнерную площадку. Такие стартапы будут динамично тестировать новые модели бизнеса и новые локации как на традиционном рынке (Москва, Санкт-Петербург), так и в регионах. Средние же игроки будут значительно скромнее «обрастать» собственным помещениями и наращивать количество предлагаемых складов, так как не все из них приемлют модель аренды из-за высоких рисков потери площадки.