Теперь это показывают и результаты очередного замера интенсивности выпуска в промышленности, ежемесячно проводимого Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Выделяя в очередном оперативном докладе текущие тенденции динамики интенсивности промышленного производства (сезонно скорректированного индекса среднесуточного выпуска), эксперты ЦР НИУ ВШЭ напоминают, что с сентября по декабрь 2021 г. наблюдался рост данного индекса. Тенденция к росту сохраняется с июля 2020 г. (с редкими от нее отклонениями). В январе и феврале 2022 г. значение этого индекса по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилось на 0,1%, в марте — на 2,1%. В апреле текущего года значение индекса интенсивности промышленного производства по отношению к предыдущему месяцу, по оценке авторов доклада, составило 96,6% (против 98,2%, по данным Росстата). Это снижение экономисты ЦР объясняют в основном довольно ощутимым уменьшением интенсивности добычи нефти, производства легковых автомобилей, природного горючего газа.
Относительно декабря 2021 г. значение индекса промышленного производства в апреле 2022 г составило 94,4%. Данное сокращение авторы исследования связывают со снижением интенсивности добычи нефти, производства легковых автомобилей, дизельного и керосинового реактивного топлива.
По сравнению с январем 2013 г. интенсивность промышленного производства в апреле текущего года в целом увеличилась на 15,2%. У добычи полезных ископаемых она возросла на 11,3%; обрабатывающих производств — на 21%; обеспечения электрической энергией, газом и паром — на 6%; водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — на 7,4%.
За период с января 2013 г. по апрель 2022 г. в наибольшей степени возросла интенсивность производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (в 2,8 раза); предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых (в 2,7 раза); производства компьютеров, электронных и оптических изделий (в 2,2 раза); сбора, обработки и утилизации отходов, обработки вторичного сырья (в 2,1 раза); производства мебели (в 2,0 раза); производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 66,8%); производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки (на 63,5%). В то же время аналитики ЦР констатируют, что весьма ощутимо снизилась интенсивность производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — на 72,3%; предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, — на 59,2%; производства табачных изделий — на 39,6%; сбора и обработки сточных вод — на 27%; производства кожи и изделий из кожи — на 24,1%.
Напомним, что немного раньше свои подсчеты динамики промышленного производства представил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), согласно которым с поправкой на сезонность выпуск в промышленности в прошлом апреле к предыдущему месяцу снизился даже больше, чем у ЦР НИУ ВШЭ — –3,9%. Но не стоит открывать диспут, чьи данные вернее — независимых экспертов или официальные Росстата. В первую очередь расхождения результатов их замеров объясняются разницей в методиках подсчетов. Например, аналитики ЦМАКП поясняют, что расхождение в оценках во многом обусловлено тем, что они не включают в расчет своего индекса продукцию ОПК.