В данном случае, помимо причин снижения, относящихся к потребительским кредитам, эксперты называют также нехватку автомобилей и запчастей.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в январе — апреле 2022 г. было выдано автокредитов на сумму 221,2 млрд руб., что на 35,0% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе — апреле 2021 г. — 340,4 млрд руб.). При этом по сравнению с четырьмя месяцами «пандемийного» 2020 г. объем выданных автокредитов в начале текущего года, напротив, увеличился на 11,3% (в январе — апреле 2020 г. — 198,8 млрд руб.).
Аналитики НБКИ отмечают, что среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 529 баллов при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов.
Наибольший объем выданных автокредитов в российских регионах за четыре месяца 2022 г. зафиксирован в Москве (28,4 млрд руб.), Московской области (18,3 млрд руб.), Санкт-Петербурге (15,5 млрд руб.), Краснодарском крае (10,4 млрд руб.) и Республике Татарстан (8,2 млрд руб.).
Эксперты бюро также отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе — апреле 2022 г. самую серьезную динамику снижения объемов выданных автокредитов среди 30 регионов-лидеров в данном виде розничного кредитования продемонстрировали Свердловская (–49,9%), Самарская (–45,0%) и Челябинская (–44,1%) области, а также Пермский край (–41,3%) и Ленинградская область (–40,4%). В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель сократился на 34,5 и 37,5% соответственно.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, как и раньше в отношении потребительских кредитов, отмечает, что текущая ситуация с выдачей автокредитов напоминает «карантинные» апрель — май 2020 года, только на этот раз основной удар по розничному кредитованию пришелся не на апрель — май, как два года назад, а на март — апрель. Столь существенное сокращение выдачи в эти месяцы эксперт объясняет, прежде всего, ростом рыночных ставок после увеличения в марте ключевой ставки ЦБ, а также риск-политикой банков, которые продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан — автокредиты в последнее время выдавались, прежде всего, тем гражданам, значение ПКР которых находилось на высоком уровне.
«Помимо этого, на сокращение выдачи автокредитов продолжает оказывать влияние дефицит новых автомобилей и запасных частей к ним, — добавляет А. Волков. — При этом стоит отметить, что и сами люди сейчас придерживаются тактики снижения своей кредитной активности, ограничения потребления и, как следствие, более осторожного отношения к принятию новых долговых обязательств».