На это ответил их опрос, проведенный исследовательским холдингом «Ромир».
Исследование показало, что доставкой готовой еды и продуктов питания регулярно пользуются порядка 70% респондентов. В Москве проникновение доставки достигает 95%, в Санкт-Петербурге — 78%, а в остальных регионах ею пользуются в среднем 64% опрошенных. 82% пользователей доставки делают минимум один заказ в месяц. В целом доставка и готовой еды, и продуктов питания имеют сравнимую популярность. Пользователи чередуют разные сервисы и способы для заказа.
Россияне сочетают доставку продуктов питания, наборов для приготовления и готовых блюд. Наиболее популярна доставка фастфуда (57%), продуктов питания (54%), готовых блюд из кулинарии (49%) и блюд из ресторанов (39%).
Вместе с тем авторы опроса констатируют, что 70% из тех, кто предпочитает фастфуд и ресторанные блюда, помимо них заказывают и другие варианты доставки — продукты из магазина, блюда из кулинарии, готовые рационы и наборы для самостоятельного приготовления. А больше половины (56%) из тех, кто обычно выбирает фастфуд и блюда из ресторана, отметили, что в последние полгода стали заказывать другие варианты еды с доставкой чаще.
Большинство респондентов (63%) заказывают доставку фастфуда или блюд из ресторанов, когда закончились запасы продуктов или нет желания готовить. Другие популярные ситуации для заказа еды из ресторана — запланированные и незапланированные встречи с друзьями или родственниками (около 50%).
При этом больше половины респондентов в тех же ситуациях чередуют фастфуд и ресторанную еду с заказом кулинарии, а около 40% — с доставкой продуктов.
Потребители не видят больших отличий между разными видами доставки. Чаще всего доставку еды россияне заказывают напрямую у ресторана (50%) и из конкретного магазина (42%). Только 26% покупателей заказывают доставку через агрегаторы. При этом почти половина покупателей (43%) используют сразу несколько площадок для заказа доставки еды.
Например, 78% тех, кто использует для заказа агрегаторы, выбирают и другие варианты в дополнение к ним. Также 63% пользователей агрегаторов отметили, что за последние полгода стали чаще пользоваться альтернативными площадками для заказа готовых блюд и продуктов питания.
В топ-10 наиболее популярных сервисов доставки, которые чаще всего вспоминали респонденты, вошли как специализированные агрегаторы и маркетплейсы, так и сервисы отдельных ресторанов и продуктовых ритейлеров:
1. Delivery Club;
2. KFC;
3. Ozon / Ozon Fresh;
4. Додо Пицца;
5. Лента;
6. Магнит;
7. Пятерочка;
8. Самокат;
9. СберМаркет;
10. Яндекс Еда / Яндекс Доставка.
При этом эксперты «Ромира» констатируют, что исключительно сервисами, входящими в топ-10, пользуются всего 25% респондентов. Остальные 75% используют также и другие сервисы доставки, в частности, заказывают напрямую из ресторанов суши (Якитория, Тануки, Токио Сити), крупных магазинов (Перекресток, ВкусВилл, Метро, Ашан) и популярных сетей фастфуда (Макдональдс (актуально на момент опроса), Бургер Кинг).
Исследователи выделяют примечательный факт, что 87% респондентов безразлично, кто физически доставит их заказ — курьеры агрегатора или маркетплейса, собственные курьеры ресторана или магазина, или отдельная служба доставки. В частности, доставка курьерами ресторана устраивает 95% опрошенных.
Еще один вывод исследования — несмотря на распространение мобильных приложений россияне продолжают заказывать доставку еды по телефону.
Мобильное приложение — самый популярный способ заказать доставку: за последние полгода его выбирали более половины россиян (53%).
При этом уже сейчас мобильными приложениями конкретных ресторанов и продуктовых сетей пользуются 75% от всех, кто предпочитает мобильные приложения для заказа еды, что говорит аналитикам «Ромира» о широком распространении этого инструмента в ритейле и ресторанной отрасли.
Однако 2/3 из тех, кто заказывает еду в приложениях, сочетают их с другими способами заказа. Кроме того, почти половина потребителей предпочитает заказ доставки на сайте или по телефону (26 и 20% соответственно) заказу через приложение.
При этом заказ доставки по телефону наиболее актуален для ресторанов: больше 30% их клиентов выбирают именно этот способ заказа.
Авторов опроса заинтересовало, что в разных федеральных округах доставку еды заказывают по-разному. Например, в Северо-Кавказском ФО заказ доставки по телефону более распространен, чем через мобильные приложения и сайты, в Дальневосточном ФО частота использования приложений сопоставима с заказами по телефону, а в Уральском и Северо-Западном ФО — с заказами на сайте. В Москве (72%) и Санкт-Петербурге (62%) наиболее популярен способ доставки через мобильное приложение.