Развитие транспортных коридоров невозможно без партнерства государства и бизнеса

| новости | печать

Сибирский регион всегда являлся ключевым в экономике РФ, а в настоящее время приобрел приоритетную значимость в сфере обеспечения транспортно-логистических связей, но если существующая инфраструктура, как правило, модернизируется сугубо за счет бюджетных средств, то значительное число новых объектов необходимо реализовывать с участием внебюджетных инвестиций. Такую позицию в рамках работы Сибирского транспортного форума озвучил первый заместитель генерального директора ИнфраВЭБ Дмитрий Твардовский.

Изменение товарных цепочек в связи с переориентацией внешней торговли на страны АТР означает необходимость развития транспортных подходов к логистическим и промышленным предприятиям. Особенно это стало актуально для Сибири, на которую сегодня смещается акцент в транспортной международной логистике.

Своевременное использование открывшихся новых возможностей позволит приблизить сроки начала знаковых для выполнения транспортной задачи проектов, в числе которых продление автодороги от Москвы через Казань и Екатеринбург до Новосибирска с выходом к Монголии и Китаю, подключение железнодорожной сети к Северному морскому пути и интеграции с портовыми особыми экономическими зонами. Для перехода к этапу реализации, эти транспортно-логистические коридоры рассматриваются как набор инвестиционных проектов.

Сегодня в России реализуется более 150 концессионных транспортных проектов общей стоимостью около 1 трлн рублей. На данный момент отдельным вызовом при их реализации становится обеспечение доступности стройматериалов и строительной техники. Также существенное перераспределение логистических потоков является дополнительным фактором неопределенности и оказывает повышенный риск на этапность и стоимость реализации проектов. Широкий инструментарий для поддержки таких проектов предлагает группа ВЭБ.РФ.

Как подчеркнул Д. Твардовский, на регионы Сибири в частности целесообразно распространить такой механизм поддержки, как «дальневосточная концессия». Это, по опыту развития дальневосточных проектов, позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в инфраструктуру региона.

«Мы видим большой потенциал в поддержке транспортных проектов через механизм ГЧП, так как его главная особенность – распределение рисков и финансовой нагрузки между сторонами проекта. ВЭБ.РФ в этой работе готов оказывать поддержку на всех основных этапах, связанных как с финансовым участием, так и с их подготовкой, структуризацией и сопровождением», — отметил Д. Твардовский.

Только за последние 3 года ИнфраВЭБ подготовил 5 концессионных автодорожных проектов общей стоимостью более 300 млрд руб. В рамках «Фабрики проектного финансирования» на рассмотрении в ВЭБ.РФ находится более 30 проектов общей стоимостью 3,3 трлн руб. Из них финансируется 17 проектов на сумму более 1 трлн руб. Кроме того, для наращивания возможностей Фабрики из Фонда национального благосостояния России будет выделено 120 млрд рублей, благодаря чему в том числе планируется снижение доли собственных средств инициаторов проектов.

Вместе с тем, по мнению эксперта, инвесторы, в том числе и зарубежные, сохранили на данный момент интерес к совместному развитию транспортной и промышленной инфраструктуры. Со стороны государства и институтов развития, а также банков, важно сейчас предоставить выгодные и надежные условия развития таких проектов. В частности, ИнфраВЭБ разработал базовые подходы и схемы использования ГЧП в промышленности, идет их отработка с ключевыми финансирующими организациями. Следующим шагом станет их согласование с федеральными органами исполнительной власти и подготовка пилотных проектов.