Также исследовательский холдинг «Ромир» отмечает, что они экономят даже на товарах повседневного спроса.
В рамках ежемесячного анализа потребления россиян «Ромир» публикует Индекс свободных денег (ИСД). Он напоминает, что в контексте данного исследования «свободные деньги» — это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг.
Очередное исследование на основе Единой панели данных «Ромира» показало, что в мае после основных трат в кошельке россиянина осталось 24% свободных денег (на 2 п.п. меньше, чем в апреле).
Индекс свободных денег составил 70%, что по сравнению с предшествующим месяцем меньше на 8% (на 6 п.п.). По отношению к маю 2021 г. (ИСД — 87%) индекс сократился на 20% (на 17 п.п.).
Для расчета индекса за 100% принят показатель января 2019 г.
«В период закупки впрок в связи с нестабильной экономической ситуацией россияне снова нарастили свои траты. На фоне стагнации доходов это привело к дополнительному сокращению свободных денег в кошельке россиянина. Сейчас показатель сравним с декабрем — месяцем больших затрат и высоких цен», — отмечает директор бизнес-направления «М-Ромир» Ксения Пайзанская.
По результатам параллельного исследования эксперты холдинга также рассчитали очередной ежемесячный FMCG Index — показатель, демонстрирующий динамику доли затрат домохозяйств на продукты питания и непродуктовые категории товаров повседневного спроса в структуре всех затрат домохозяйства.
В мае на FMCG-товары пришлось 44% расходов россиян. Это на 5,4% меньше, чем в апреле. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс сократился на 1%.
Напомним, что, согласно методологии «Ромира», затраты на товары FMCG характеризуют уровень благосостояния населения, так как это статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства. Размер доли затрат на данный сегмент является одним из факторов, определяющих, к какой категории стран по степени благосостояния относится исследуемое население.