Эксперты также осторожно прогнозируют, что есть шанс на нулевой рост промпроизводства по итогам года.
В ежемесячном оперативном докладе о динамике промышленного производства эксперты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ отмечают, что с сентября по декабрь 2021 г. наблюдался рост его интенсивности (сезонно скорректированного индекса среднесуточного выпуска). Тенденция к росту сохранялась с июля 2020 г. с редкими от нее отклонениями. В январе и феврале 2022 г. значение этого индикатора практически не изменилось — уменьшилось на 0,1%.
Аналитики ЦР констатируют, что после введения беспрецедентных антироссийских санкций в марте и апреле 2022 г. индекс российского промышленного производства с поправкой на календарный и сезонный факторы ожидаемо продемонстрировал заметный спад. В марте снижение составило 2,0%, в апреле — еще 3,4%. При этом в марте понижение индекса авторы исследования объясняют в первую очередь спадом в обрабатывающих отраслях, тогда как в апреле — спадом в добыче полезных ископаемых.
Однако уже в мае, по оценке экспертов ЦР, это снижение остановилось, и индекс промпроизводства по отношению к предыдущему месяцу даже вырос с поправкой на календарный и сезонный факторы на 1,7% (хотя, по данным Росстата, — снизился на 0,2%). Этот рост, по данным ЦР, произошел в основном из-за ощутимого увеличения интенсивности добычи нефти, производства дизельного топлива, радиолокационной аппаратуры. Прирост производства в добыче полезных ископаемых составил 1,9%, а в обрабатывающих производствах — 1,6%. Авторы доклада полагают, что приостановка спада в мае может быть признаком того, что производители в первом приближении адаптировались к шокам, вызванным антироссийскими санкциями.
Апрельское снижение по отношению к предыдущему месяцу в добыче нефти и нефтяного (попутного) газа (на 9%) и в добыче природного газа и газового конденсата (на 6,8%) в мае сменилось ростом — на 2,2 и 1,5% соответственно. В добыче угля в мае, после падения в марте — апреле на 6,9 и 3,1% соответственно, спад остановился.
В обрабатывающих производствах наиболее критическая ситуация складывается в производстве автотранспортных средств, производство которых в мае по отношению к февралю 2022 г. сократилось на 70%, как во время пандемии. Серьезный спад эксперты ЦР отмечают в производстве железнодорожных локомотивов и подвижного состава и в производстве изделий из пластмасс — на 29 и 10% в мае по отношению к февралю. В последние месяцы они зарегистрировали заметное снижение производства лекарственных средств (на 12% в мае по отношению к февралю), обусловленное затуханием пандемии коронавируса. Значительный спад в мае произошел и в металлургическом производстве (на 5,2% к предыдущему месяцу).
В то же время во многих видах деятельности авторы анализа наблюдают частичное или даже полное восстановление после санкционного спада. К ним относятся производство пищевых продуктов, текстильных изделий, одежды, производство изделий из кожи, кокса и нефтепродуктов, производство электрического оборудования. В ряде видов деятельности выпуск стабилизировался после снижения двух предыдущих месяцев. Это — производство табачных изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство бумаги и бумажных изделий, химических продуктов и химических веществ, резиновых изделий, производство ювелирных изделий. Выпуск напитков с начала санкционного кризиса оставался в первом приближении стабильным.
Промышленный подъем в последние месяцы наблюдается в полиграфической деятельности и копировании носителей информации, производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, производстве мебели, ремонте и монтаже машин и оборудования.
При этом аналитики ЦР считают, что в силу обилия праздничных дней в мае к любым оценкам динамики промышленного производства в этом месяце (как и в январе) следует относиться с осторожностью. В наибольшей мере это относится к оценкам динамики обрабатывающих производств, тогда как оценки динамики добычи полезных ископаемых более надежны в силу непрерывного характера соответствующих производств. Излишний пессимизм многих оценок результатов работы промышленности в мае обусловлен и тем, что в 2022 г. в этом месяце на два рабочих дня меньше, чем годом ранее, отмечают исследователи ЦР.
Приостановка промышленного спада позволяет сделать им осторожные прогнозы итогов 2022 г.: «Если до конца года промышленное производство стабилизируется с поправкой на сезонный фактор на уровне апреля — мая, то по итогам года получим нулевой прирост, то есть промышленное производство останется на уровне 2021 г. Это означает, что ущерб от санкций будет составлять около 5% годового объема промышленного производства. Ущерб от санкций и в добыче, и обработке также составит в этом случае около 5% годовых объемов производства. Это примерно соответствует потерям в добыче полезных ископаемых в первый год коронакризиса и вдвое превышает аналогичные потери в обрабатывающих производствах. Если же спад в ближайшие месяцы продолжится, то по итогам года промышленное производство сократится по сравнению с 2021 г.».