По экспертным оценкам, его полное восстановление может произойти только через четыре года, а на темпы восстановления будут влиять не столько санкции, сколько состояние внутреннего спроса.
В мае текущего года, согласно оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья составила 14,2 млрд долл. Спад импорта в годовом измерении замедлился до 33% по сравнению с 37% в апреле.
По расчетам экспертов ЦР, стоимость импорта из стран дальнего зарубежья месяц к месяцу с устраненной сезонностью в мае незначительно выросла — примерно на 1% — после аналогичного спада в апреле и обвала на 46% в марте. Введение беспрецедентных западных санкций практически полностью отразилось в показателях марта — апреля.
«В мае стоимость импорта, очищенная от сезонности и случайной компоненты, может указывать на формирование положительной тенденции. Однако изменения импорта в апреле — мае находятся на уровне погрешности расчетов и могут сильно измениться после раскрытия данных таможенной статистики», — считает эксперт ЦР Сергей Пухов.
Он поясняет, что расчет стоимости импорта в последние месяцы из-за отсутствия данных ФТС России базировался на основе зеркальной статистики отдельных стран — ключевых торговых партнеров. В страновой структуре импорта из дальнего зарубежья преобладали поставки из ЕС (по итогам прошлого года их доля составляла почти 36%) и Китая (около 28%). Вместе с США (более 6%) и Кореей (5%) — это три четверти всего импорта из дальнего зарубежья. С учетом еще десяти стран (Япония, Турция, Вьетнам, Великобритания, Индия, Индонезия, Тайвань, Бразилия, Малайзия и Таиланд) их совокупная доля превышала 90%.
В мае стал расти импорт из Китая: стоимостные объемы выросли более чем на 0,5 млрд долл. по сравнению с апрельскими показателями, а годовой спад замедлился до 9% против 26% в апреле. Кроме того, выросла стоимость импорта из Кореи и Японии: в обеих странах спад замедлился год к году примерно до 60% против более 70% в апреле. Существенный рост стоимости импорта из Турции и Индии наметился еще в апреле, превысив прошлогодний импорт на 14—16%. Аналитики ЦР считают, что импорт из ЕС и США в стоимостном выражении остался примерно на уровне апреля, а по отношению к маю 2021 г. спад усилился до 74 и 92% соответственно (64 и 86% в апреле). По их мнению, в целом можно говорить о постепенной адаптации российских импортеров к введенным санкциям с приоритетом в торговле с дружественными азиатскими странами, однако масштабы роста импорта в мае несопоставимы с выпавшим импортом высокотехнологичной продукции.
«Падение импорта оказалось рекордно быстрым по сравнению с наблюдавшимся в предыдущие кризисы 2008 и 2014 гг. или периодом острой фазы пандемии в 2020 г. После введения западных санкций против России в 2014 г. стоимость импорта восстановилась к докризисному уровню лишь в ноябре 2021 г. Если продлить тенденцию последних двух месяцев на ближайшие три года, то импорт восстановится лишь частично — до 80%, а полное восстановление произойдет к середине 2026 г. При этом в текущем году стоимость импорта из стран дальнего зарубежья составит всего 200 млрд долл., что на 24% меньше уровня 2021 г.», — прогнозирует С. Пухов.
В то же время он полагает, что резкое укрепление рубля может оказать значительную поддержку импортерам. Начнется ввоз параллельного импорта, челночная торговля, усилится переориентация на азиатское направление. В этой связи стоимость импорта, скорее всего, будет расти быстрее и его восстановление в большей степени будет определяться не столько санкциями, сколько состоянием внутреннего спроса. При этом даже ускоренный ежемесячный прирост импорта еще долго не закроет майский профицит внешней торговли товарами и услугами (почти 18 млрд долл.). Это приведет к еще большему укреплению рубля, если не будут сняты практически все валютные ограничения, считает эксперт.