Об этом они рассказали социологам Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Авторы исследования ВЦИОМ напоминают, что в мире активно набирает обороты экономика совместного потребления, или шеринг-экономика (от англ. share — делиться), а коллективное пользование благами становится частью нашей повседневности. Опрос показал, что более половины россиян в той или иной степени знакомы с возможностью совместного потребления различных товаров и услуг (56%). Хорошо осведомлен об этой практике каждый седьмой (15%), слышали о совместном потреблении без подробностей 41%, примерно столько же ничего о нем не знают (43%).
Эксперты ВЦИОМ констатируют, что осведомленность о шеринг-экономике обусловлена возрастом (среди 18 — 34-летних наслышаны о подобных практиках 69—70%), высшим образованием (61%), урбанизованностью (в Москве и Санкт-Петербурге о совместном использовании знают 65%) и медиапотреблением. В силу того, что коллективный доступ к продукту предоставляется через онлайн-сервисы, общая информированность о шеринге выше у активных пользователей интернета (66% против 32% среди активных телезрителей).
Опыт совместного потребления есть у 26% россиян, знакомых с данной услугой (или 14% от всех россиян). Типичный пользователь шеринг-экономики сегодня — молодой человек 25 — 34 лет (43%), чаще мужчина (30%), имеющий высшее образование (33%), с хорошим материальным положением (34%), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (48—39%), активно пользующийся интернетом (36%). Среди хорошо осведомленных о совместной экономике имеют реальный опыт совместного потребления 55%.
Исследование показало, что самыми «прошеринными» оказались жители Северо-Западного федерального округа: 38% от числа осведомленных о совместном использовании практиковали его, что в полтора раза выше общероссийского уровня.
Наиболее востребован среди наших сограждан прокат автомобилей (каршеринг) — у 40% от числа практикующих совместную экономику, но в пересчете от общего числа опрошенных это всего 6%. Из этого эксперты ВЦИОМ заключают, что рынок каршеринга в России имеет большой потенциал к дальнейшему росту, как и рынки совместного пользования других товаров и услуг в целом.
Вторую и третью строчки также занимает транспорт — самокаты, или кикшеринг (22% от числа практикующих совместное потребление и 3% от населения), и велосипеды, или велошеринг (12% от целевой аудитории и 2% от числа россиян).
Типичные пользователи каршеринга в России — мужчины (45%), граждане среднего возраста (59% среди 35 — 44-летних), москвичи и петербуржцы (59%).
Велосипеды чаще арендуют женщины (22% против 5% среди мужчин) и жители городов-миллионников (26%), а самокаты — молодежь 18 — 24 лет (55%) и жители городов поменьше (500—950 тыс. человек — 43%).
Опрос также выявил, что бытовой прокат в наши дни не распространен — строительные инструменты арендовали 8% практикующих совместное использование, спортивный инвентарь и одежду — 4%, бытовую технику — 3%. Почти не пользуется спросом и шеринг недвижимости (3%). От общего числа наших сограждан — это всего 1% и меньше.
Три четверти россиян никогда не практиковали совместное потребление (74%), среди представителей старшего поколения и тех, кто пользуется интернетом эпизодически, таких большинство (92 и 95% соответственно).
Абсолютное большинство россиян, имеющих опыт совместного потребления, отзываются о нем положительно (90%). Основные преимущества данной услуги, по мнению россиян, — экономия денежных средств (45%) и удобство (40%). Далее следуют доступность и возможность разового использования (15 и 13% соответственно). Коллективное пользование также позволяет избежать издержек, связанных с приобретением новой вещи: нет нужды в самой покупке (8%), обслуживании (6%) и хранении (6%).
Лишь 4% россиян высказываются о совместном потреблении отрицательно (в группе практиковавших его), 6% — безразлично. Критики концепции отмечают такие ее недостатки, как низкое качество предоставляемой услуги или плохое техническое состояние товара, высокая стоимость, а также необходимость договариваться с другими пользователями, выяснил ВЦИОМ.