Минпромторг, Центр развития перспективных технологий, Ассоциация производителей пива, объединяющая крупнейшие пивоваренные компании России Heineken, AB InBev Efes и «Балтика», договорились начать цифровую маркировку пивной продукции с 1 апреля 2023 года. Об этом говорится в протоколе совещания чиновников и участников рынка.
В документе отмечается, что с 1 апреля 2023 года будет запущена маркировка пивной продукции в кегах, с 1 октября 2023 года – в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года – в алюминиевых банках. «В диалоге с лидерами рынка удалось выработать единый подход к включению пива в систему маркировки и начать выпуск пивной продукции с Data Matrix кодами с 1 апреля 2023 года. Для безболезненного внедрения запуск маркировки разделен на 3 этапа, это решение позволит значительно снизить нагрузку на отрасль», – прокомментировала решение директор департамента цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерина Приезжева.
В Ассоциации производителей пива подтвердили, что данное решение компромиссное. Озвученные сроки участники рынка считают реальными. «Важно отметить, что стороны выработали консолидированную позицию о едином подходе по внедрению маркировки для всей пивоваренной отрасли вне зависимости от размера производителей. Только такой подход обеспечит выполнение заявленных Минпромторгом и ЦРПТ целей по достижению полной прослеживаемости цепочки поставок и эффективной борьбы с нелегальной продукцией», – добавил директор отраслевого объединения Вячеслав Мамонтов.
Нелегальный оборот превышает 16%
ЦРПТ как оператор системы взял на себя обязательство обеспечить производителей пива необходимым оборудованием за свой счет и на условиях беспроцентной рассрочки. «Это снимет все риски, которые могли бы быть. В ходе эксперимента, который начался 1 апреля 2021 года, удалось протестировать нанесение на все основные форм-факторы без снижения производительности линий. Уверен, к обозначенным срокам компании смогут отладить все процессы», – сообщил председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.
«Честный знак» призван бороться с нелегальным оборотом, который в категории пива достиг, по подсчетам ННЦК, 16,6%. Власти рассчитывают, что маркировка позволит в автоматическом режиме контролировать полный объем производства и фиксировать реализацию потребителям на кассе. Сейчас счетчиками оснащены предприятия, которые производят пиво и слабоалкогольные напитки в объемах менее 300 тыс дал в год, а остальные, которых 90% рынка от числа производителей, самостоятельно вносят сведения о своем производстве в ЕГАИС.
Выпуск может сократиться на четверть
Ранее председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман направил открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором попросил главу государства рассмотреть вопрос о недопустимости введения обязательной маркировки пивоваренной продукции средствами идентификации. По оценке эксперта, этот шаг приведет к тому, что выпуск пива в РФ сократится на 20‒30% с пропорциональным сокращением акцизных отчислений, себестоимость пивоваренной продукции увеличится более чем на 10 %.
При этом участники рыка опасаются, что пивоваренные предприятия, которые во многих регионах являются ключевыми налогоплательщиками, окажутся в критической зависимости от поставщиков маркировочного оборудования и технологий из недружественных России государств. Согласно данным, которые привел Бриман, постоянными потребителями пива являются более 70 миллионов россиян, стабильно функционирующая пивоваренная отрасль создает более полумиллиона рабочих мест и ежегодно обеспечивает более 170 млрд рублей только акцизных платежей в региональные бюджеты.
Инициативу Союза российских пивоваров о недопустимости введения обязательной маркировки пива поддержали в «ОПОРЕ РОССИИ». Член президиума правления, председатель Комиссии по производству и обороту пива и слабоалкогольных напитков брожения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Небольсин сообщил, что маркировка пива приведет к гарантированному снижению объемов производства данного напитка, которое, в свою очередь, приведет к падению поступлений акцизов и других налогов в бюджет РФ.
«Более того, маркировка пива в той парадигме, как ее предлагают, не только не будет способствовать обелению рынка, а наоборот, приведет к гарантированному снижению объемов производства: в первый год введения маркировки падение будет наибольшим – по нашему прогнозу, на 25%, далее падение будет уменьшаться и остановится через три года на уровне 10%», – отмечается в письме Небольсина в Союз российских пивоваров. Эти прогнозы основаны на анализе данных рынка воды, которую государство обязало маркировать с 1 декабря 2021 года. Многие пивоваренные предприятия, разливающие в том числе и воду, уже столкнулись с падением производства этого сегмента
Противники маркировки отмечают, что все добросовестные пивовары уже шестой год работают в системе ЕГАИС, которая контролирует оборот пивной продукции на всех этапах за исключением розницы. Кроме того, они обращают внимание на то, что для обслуживания системы маркировки в пивоваренной отрасли, где задействованы более 700 предприятий, нужны высококвалифицированные специалисты, а они сейчас в стране в дефиците.
По данным ИТ-компании «Эвотор», общие продажи пива в несетевой рознице в июле снизились на 3% в рублях и на 21% в чеках. При этом продажи магазинов разливного пива в июле во многих российских регионах значительно выросли. По сравнению с прошлым годом, в Санкт-Петербурге и Красноярском крае средняя выручка пивных удвоилась, а в целом по России ― превысила прошлогоднюю на 77%. Среднее число чеков на точку выросло на 62%.