Ключевым фактором сокращения данного показателя по итогам 2022 г. эксперты видят отказ Евросоюза от поставок российского угля.
Аналитики Промсвязьбанка констатируют, что в июле 2022 г. объем погрузки на сети РЖД снизился в годовом измерении на 5,5%, показав небольшое замедление темпов снижения по сравнению с июнем (–6,5% соответственно). Наибольшая просадка отмечалась по лесным грузам, зерну и каменному углю, а рост — в контейнерных перевозках, строительных грузах, а также нефти и нефтепродуктов.
Наибольшее снижение погрузки эксперты ПСБ отмечают в лесных грузах (–34,2% год к году), что они связывают с ограничениями на экспорт круглого леса хвойных и ценных лиственных пород, введенных с 1 января 2022 г. Сокращение зафиксировано и по зерну (–11,8% соответственно) ввиду снижения экспорта в страны Европы.
Погрузка каменного угля в июле снизилась в годовом выражении на 8,3%, что связанно с логистическими трудностями. Аналитики ПСБ ожидают, что в августе снижение по углю будет более глубоким, поскольку с 1 августа действует запрет на его импорт со стороны ЕС. При этом переориентировать поставки в страны Азии пока затруднительно.
Несмотря на сильный спрос на удобрения в мире, их погрузка также снизилась, что связанно с логистическими проблемами отдельных производителей минеральных удобрений.
В то же время погрузка нефти и нефтепродуктов выросла на 1,7% год к году, что соотносится с увеличением среднесуточной добычи нефти на 2% в июле.
Наибольший рост показали грузы в контейнерах (+4,8% в годовом сопоставлении), при этом по сравнению с июнем рынок стал показывать восстановление, что авторы анализа связывают с переориентацией грузопотоков и перевозок из стран Азии.
«В 2022 г. мы ожидаем снижение погрузки на сети РЖД на 4—7% год к году в зависимости от скорости восстановления логистических цепочек. Ключевыми факторами снижения остаются отказ от российского угля странами ЕС» — заключает аналитик ПСБ Владимир Соловьев.