Более половины компаний готовы передавать просроченную «дебиторку» профессиональным взыскателям

| новости | печать

О тенденция развития рынка дебиторской задолженности «ЭЖ» рассказала Евгения Уткина, директор по правовым вопросам и GR компании «АктивБизнесКонсалт». По словам эксперта, рынок взыскания просроченной дебиторской задолженности сейчас на этапе своего формирования. Раньше компании работали с просрочкой преимущественно сами. Но сейчас, когда особенно важна оборачиваемость собственных средств, нет времени ждать, участники рынка переориентировали свои процессы на быстрое получение результата.

В результате растет спрос на услуги профильных сервисов и новые технологии работы с дебиторской задолженностью. По результатам совместного исследования онлайн-сервиса по работе с просроченной дебиторской задолженностью Time2Pay и Московской торгово-промышленной палаты, 56% компаний готовы передавать просрочку профессиональным взыскателям.

«Очевидно, что просроченная дебиторская задолженность продолжит показывать высокие темпы прирост. При этом, более показательным индикатором для оценки финансового здоровья компаний является объем просроченной дебиторской задолженности, рост которого увеличивает финансовые риски компаний», – сообщила Е. Уткина. На конец 2021 года объем просроченной дебиторской задолженности составил 3 трлн руб. По оценке «АктивБизнесКонсалт», скорее всего, темпы ее прироста увеличатся, и на рынке вырастет спрос на сервисы по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

На сегодняшний день компании приступают к активной работе с просроченной дебиторской задолженностью. В настоящее время взыскивать дебиторскую задолженность возможно, как собственными силами при наличии соответствующего опыта, так при и помощи узкопрофильных, специализированных сервисов, таких как Time2Pay. Помимо роста спроса на услуги профессиональных взыскателей наметилась тенденция по продаже просрочки на специализированных торговых площадках. Так, по данным руководителя ЭТП «Рынок долгов» Дениса Белкина, интерес к покупке дебиторской задолженности в первом полугодии 2022 года вырос на 25%.

Комментарии

Анастасия Смирнова, руководитель направления «Право» Объединенной Консалтинговой Группы

По нашему опыту инхаус-юристы закрывают все вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью своего работодателя. На сопровождение судов и на работу с судебными приставами, как правило, не хватает временного ресурса. Тем более, когда должник находится в другом регионе, приходится сталкиваться с иной судебной практикой – от элементарных требований суда к подаваемому пакету документов до стандарта доказывания, поэтому все чаще такие дела передаются в консалтинг.

Бизнес сейчас столкнулся с существенными сложностями, которые инхаус-юристы просто не в состоянии решить самостоятельно. Юрист на аутсорсинге всегда более опытен, чем штатный юрист. Например, наши сотрудники ежедневно сталкиваются с громадным диапазоном вопросов и проблем, которые нужно грамотно решить — объем знаний у юриста на аутсорсинге, объективно, шире.

Кроме того, наши юристы регулярно проходят обучение, их знания так же регулярно проверяются, слабые места быстро выявляются, корректируются — и это одно из ярких преимуществ перед штатным юридическим отделом. Конечно, есть компании, где руководство готово инвестировать в непрерывное обучение своих юристов, проводить регулярные тестирования юридических подразделений, но их совсем немного, поскольку это просто дорого.

Также мы столкнулись с тем, что сейчас бизнес оптимизирует свои затраты на персонал и избавляться от сотрудников, которые не задействованы в непосредственном «зарабатывании денег». Здесь учитывается экономическая выгода. Сегодня в подавляющем большинстве случаев аутсорсинг юридических услуг выгоднее, чем штатный юрист. Мы постоянно просчитываем заранее, а потом проверяем на практике экономию для различных типов компаний, и всегда она составляет до 20-30%.

Помимо всего, вышесказанного работодатели не могут себе позволить зачастую юристов разнопрофильных. Например, юристы по банкротству с опытом и знаниями сегодня ценятся очень и очень дорого. И не каждый работодатель может себе позволить иметь такого юриста в штате. Хотя взыскание задолженности через банкротство и субсидиарную ответственность – это реально действующий механизм, который часто помогает получить то, что нельзя получить в исполнительном производстве.

Филипп Щиров, директор и основатель сервиса облачной автоматизации бизнеса Altapp

У нас сумма дебиторской задолженности, которую не удалось получить от клиентов, относительно общего оборота небольшая, поэтому нам выгоднее просто её списать. К профессиональным взыскателям следует обращаться, когда сумма задолженностей существенная для общего оборота. Но если задолженностей много, и они постоянно накапливаются, считаю, что выгоднее нанять в штат юриста, который будет регулярно заниматься этим вопросом.

Мы подходим к работе с дебиторской задолженностью рационально и с человеческим отношением к нашим клиентам. У компании всегда есть 10-15% клиентов, которые не оплачивают сервис в срок. Решение вопросов дебиторской задолженности — обычная рабочая задача менеджеров по работе с клиентами. Предпринимателям важно понимать, что заказчик рано или поздно оплатит задолженность, но вот отношения с ним из-за неправильной коммуникации можно испортить навсегда.

Главная ошибка, которую может совершить сотрудник, работающий с дебиторской задолженностью или предприниматель — начинать разговор эмоционально, из позиции «вы нам должны, срочно верните деньги». В первый раз завести с клиентом разговор о задолженности важно с дружелюбного тона: спросите, когда он сможет оплатить услуги, почему произошла задержка. Если клиент идёт на контакт и обозначает конкретную дату оплаты, когда задолженность получится погасить, задачей менеджера по работе с клиентами становится зафиксировать договорённость и в нужный день напомнить об оплате.

Иногда клиент реагирует на звонок неадекватно — грубит или отказывается что-либо объяснять. Оно и понятно: для предпринимателя, в бизнесе которого проблемы, такой звонок — дополнительный стресс. В таком случае менеджеру нужно успокоить клиента и дать ему возможность высказать свою версию событий.

Если у клиента появилась серьtзная проблема — он просит отсрочить платёж на несколько месяцев, можно попросить его написать гарантийное письмо. Этот документ защитит вас от невыполненных обещаний и даст клиенту время, чтобы погасить задолженность.

Подробнее о том, как организовать эффективную систему работы с дебиторской задолженностью – в новом номере «ЭЖ» (№31 от 11.08.2022).