А также какие факторы влияют на его вектор, проанализировали эксперты.
Аналитики Промсвязьбанка отмечают, что на рынок ритейла за последние несколько лет значительно повлияли два фактора — пандемия и снижение платежеспособности населения. В условиях пандемии участники рынка начали активно наращивать вложения в цифровизацию и маркетплейсы, улучшать логистику (что напрямую сказывалось на возможности развития оперативных сетей доставки), наращивать количество дарксторов. Также в мегаполисах стал появляться тренд на переток посетителей из гипермаркетов в мелкоформатные магазины. Даже компании, ранее специализировавшиеся преимущественно на гипермаркетах, такие как Лента и О'Кей, начали активное развитие более маленьких и мобильных форматов.
По мнению авторов анализа, сейчас для ритейла наступил новый этап перестройки, когда для потребителей стала особенно важна справедливая низкая цена и определенная устойчивость, потому что их волнуют изменения цен. На этом фоне стали активно развиваться дискаунтеры. Чтобы открыть магазин с низкими или фиксированными ценами, ритейлер должен уже иметь хороший уровень контроля цепочек поставок, который начал формироваться в пандемию, чтобы дать такую цену потребителю. Даже в магазинах, не относящихся к дискаунтерам, выросли объемы товаров, предлагаемых по скидкам и под собственными марками (СТМ), что также сигнализирует экспертам ПСБ о перетоке клиентов в более дешевые ценовые сегменты из-за снижения платежеспособности.
Авторов исследования заинтересовало, что все появляющиеся дискаунтеры отличаются друг от друга, стремясь выделиться на общем фоне. Так, Fix Price как лидер рынка «жестких дискаунтеров» эффективно адаптировал давно существовавший на Западе формат фиксированных цен на российский рынок. Доля СТМ у него более 32%, при этом отлично контролируется параллельный импорт и логистика. Ставку для расширения ритейлер сделал, в том числе, и на другие страны постсоветского пространства, где подобного формата ранее не существовало.
У Светофора ставка в бизнесе делается именно на дешевые непродовольственные товары, причем не СТМ, а прямой импорт. «Моя цена» Магнита и «Чижик» от Х5 строят бизнес по схожей схеме — опираются на разветвленную налаженную логистику действующих магазинов, имеют большую долю СТМ как продовольственную, так и непродовольственную, а также позиционируют себя через формат EDLP (каждый день — низкие цены).
«Резюмируя, можно сказать, что сейчас для ритейла наступил новый период. Среди показателей, характеризующих этот этап, можно выделить отличающиеся между собой дискаунтеры, рост числа доставок и магазинов малых форматов, увеличение производства товаров собственных марок. В условиях любой нестабильности выигрывают компании, которые уже настроили логистические цепочки, сформировали прямые контракты с поставщиками, арендовали и заполнили достаточное число складов. По итогам прошлых двух пандемийных лет, мы увидели, что в условиях волатильности консолидация в секторе только растет, а для открытия нового бизнеса (тех же дискаунтеров) зачастую необходим хороший контроль операционных издержек. Мы ожидаем роста ключевых игроков, поскольку они уже обладают всем необходимым для оперативной трансформации, делаем ставку на расширение доли Магнита (целевой уровень 5610 руб. за акцию) как ритейлера, который одним из первых начал развивать дискаунтеры, и ждем продолжения консолидации рынка», — обрисовывает перспективы ритейла аналитик ПСБ Людмила Теличко.