Как спад в американской экономике и фаза рецессии, в которую может вступить экономика США, отразится на нашем фондовом рынке, а также на российской и мировой экономике в целом – поделилась своим мнением генеральный директор инвестиционной компании «ПЕРАМО ИНВЕСТ» Ольга Мещерякова.
Рецессия или просто замедление темпа?
Как считает главный экономист МВФ Пьер-Оливье Гуринша, вероятность того, что США удастся избежать рецессии, весьма мала. Вторит ему и финдиректор Citigroup, который объявил о вероятности рецессии в США равной 50%. Аналогичные прогнозы делают и другие аналитики.
Технически, учитывая сокращение американского ВВП два квартала подряд, экономика США уже вступила в фазу рецессии. Ужесточение монетарной политик ФРС путем сворачивания стимулов и поднятия ключевой ставки вызвало масштабную коррекцию на рынках акций и облигаций. На этом фоне с начала года индекс широкого рынка США SP500 успел упасть на 25% и отскочить, а инверсия (т.е. отрицательная разница доходности) между 2-х и 10-летними облигациями США практически достигла значения -0,5%, что по статистике за последние 20 лет является довольно точным предвестником кризиса.
Однако, войдут ли Соединенные Штаты в рецессию, помимо объема ВВП зависит и от других факторов. Например, министр финансов Джанет Йеллен утверждает, что текущее замедление экономики не является рецессией, учитывая сильный рынок труда и сильные тенденции потребительских расходов. Отчасти это правда, так как цели ФРС США подразумевают безработицу до 4% (которая фактически сегодня составляет 3,5%) и инфляцию до 2-2,5%, которая в июне достигала 9,1%, но по последним данным сократилась до 8,5%.
ФРС балансирует при помощи ставки
На сегодняшний день Федрезерв оказался между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, рост цен на товары давит на потребительские расходы, а сырьевая инфляция сокращает прибыли корпораций. С другой стороны, сокращение баланса и повышение ставки приведет к «замораживанию» экономики, так как кредиты становится брать слишком дорого, бизнес замедляет свое развитие, снижается потребительский спрос на товары.
Таким образом, действия ФРС выглядят как балансирование между борьбой с инфляцией и удержанием экономики от ухода в рецессию. Аналитики ожидают, что в сентябре базовая ставка повысится еще на 0,75 пунктов, хотя некоторые готовятся к еще более резкому повышению на 1 пункт. Однако, чем ниже инфляция, тем менее агрессивны действия ФРС, и ФРС рассчитывает справиться с ней уже к концу 2023 года. Поэтому вполне вероятно увидеть ситуацию, когда при «липкой» инфляции в 4% и аналогичной ставке мы увидим желание Федрезерва опять вернуться к политике стимулирования экономики, пока есть место для маневров.
Нет сомнений, что действия ФРС по наращиванию темпов количественного ужесточения негативно скажутся на развивающихся экономиках, в том числе и на российской. Аналогичная ситуация разворачивалась в 2014 году, когда ФРС начала сворачивание программы QE и запустила цикл повышения ставки, что вызвало рост доллара и трехкратное падение цен на нефть. Рубль при этом упал в два раза, а российский ВВП за 2014-2015 гг. – почти на 3% в рублях и на 40% в долларах.
Прогноз для российской экономики
Согласно обновленному прогнозу Банка России, при глобальном кризисе и ухудшении геополитической обстановки российская экономика вернется к потенциальным темпам роста (0-1%) только в 2025 году. Среднесрочный прогноз ЦБ РФ близок к оценкам Минэкономразвития РФ и предполагает, что по итогам 2022 года ВВП сократится на 4-6%, в 2023-м снижение составит 1–4% и будет отражать «эффект базы первого квартала 2022 года и более растянутое снижение выпуска». Банк России ожидает, что в 2025 году цена на нефть марки Urals вернется к долгосрочному равновесному уровню в $55 за баррель, также ожидает сохранения цен на газ на повышенных уровнях до конца года и их постепенной коррекции в 2023-2025 годах.
Агентство АКРА также ждет наиболее сильный спад экономики России в конце 2022-начале 2023гг., который может достичь 7-7,5% уже в текущем году. Дальнейший рост может составить 0,5-2% в зависимости от внешних факторов и хода перестройки экономики. По пессимистичному сценарию спад продолжится до конца 2023 года.
Как бы то ни было, большинство экспертов прогнозируют рублю плавное падение. По последним данным дефицит федерального бюджета за июль 2022 составил рекордные 892 млрд руб. За первые 7 месяцев 2022 бюджет пока держится профиците в 482 млрд, что более, чем вдвое ниже 2021 (1 трлн профицита), но по году дефицит может составить 5,5 трлн руб. Связано это с тем, что расходы растут на 25-27% год к году, а общие доходы (нефтегазовые и не связанные с нефтью и газом) падают на 14% г/г.
Влияние на бизнес и фондовый рынок
Слабеющий рубль, если динамика курса будет под контролем ЦБ и Минфина, должен поддержать российский бюджет и дать позитивный толчок акциям экспортеров, которые в последнее время, чувствуют себя не очень. Акции российских добывающих компаний, несмотря на рост сырьевых цен, довольно сильно просели за последнее время. Многие компании ушли в операционные убытки и работают с отрицательной рентабельностью. Ослабление рубля послужит локальным драйвером роста для российского фондового рынка, так как начнет расти эффективность экспортеров. Даже ослабление рубля на 10% подразумевает для российских акций достаточно серьезный потенциал роста. Для несырьевых компаний уход крупных западных конкурентов открывает новые возможности нарастить свое присутствие на отечественном рынке. А снижение ключевой ставки плодотворно скажется на всех бизнесах.
Таким образом, спад в экономике США пока не выглядит рецессией, а является необходимой паузой. В случае возврата США к экономическому росту спад в российской экономике не будет катастрофичным, а контролируемое ослабление рубля поддержит фондовый рынок локальным ралли. Если же ФРС США не удастся удержать экономику от скатывания в пропасть, то это негативно скажется на всех развивающихся экономиках, в том числе и на российской.