Эксперты продолжают сравнивать ситуацию на рынке потребительского кредитования с пандемийным периодом 2020 г.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в январе — июле 2022 г. было выдано потребительских кредитов (на покупку потребительских товаров) на сумму 1,35 трлн руб., что на 46,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе — июле 2021 г. — 2,53 трлн руб.). При этом по сравнению с семью месяцами пандемийного 2020 г. объем выданных потребкредитов в текущем году сократился менее существенно — на 18,8% (в январе — июле 2020 г. — 1,66 трлн руб.).
Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по потребительским кредитам составляет 352 балла при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов).
Наибольший объем выданных в январе — июле 2022 г. потребкредитов в российских регионах эксперты НБКИ констатируют в Москве (166,7 млрд руб.), Московской области (96,8 млрд руб.), Санкт-Петербурге (65,6 млрд руб.), Свердловской области (47,4 млрд руб.) и Краснодарском крае (43,9 млрд руб.).
Аналитики бюро также отмечают, что среди 30 регионов — лидеров в данном виде розничного кредитования в январе — июле 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наибольшее относительное сокращение объемов выданных потребкредитов продемонстрировали Ставропольский край (–52,1%), Ханты-Мансийский АО (–51,9%), Пермский (–51,4%) и Красноярский (–50,1%) края, а также Иркутская область (–50,0%). В свою очередь наименьший спад выдачи потребкредитов был отмечен в Москве (–38,4%), Краснодарском крае (–44,3%), а также в Новосибирской области (–44,5%) и Приморском крае (–44,8%).
«Ситуация с выдачей потребкредитов в текущем году схожа с карантинным 2020 г. В обоих случаях вслед за падением наблюдается тенденция к некоторому восстановлению сегмента потребительских кредитов. При этом существенный рост выдачи в мае — июле объясняется, прежде всего, снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим сокращением рыночных ставок», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Он также напоминает, что определяющим критерием при принятии банками решения о выдаче потребительского кредита и его параметрах по-прежнему является значение Персонального кредитного рейтинга заемщика.