Российский союз автостраховщиков (РСА) еще раз разъяснил положительное значение такого шага.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев считает, что расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит продолжать начатый курс на индивидуализацию тарифов, когда аккуратные автовладельцы не доплачивают за токсичные категории водителей. В результате стоимость обязательной «автогражданки», по его мнению, удастся сдержать для безаварийных автовладельцев (их на дорогах большинство), а для аварийных — создать мощный экономический стимул для более аккуратной езды.
Он напомнил, что реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО началась в январе 2019 г., когда Банк России расширил тарифный коридор по обязательной «автогражданке» на 20% вверх и вниз. Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех. Это привело к резкому росту конкуренции между страховыми компаниями за безаварийных водителей, в результате которого по итогам 2019 г. средняя цена ОСАГО снизилась на 5%. В последующие три года, когда продолжалась реформа по индивидуализации тарифов, средняя цена полиса ОСАГО оставалась на уровне около 5,5 тыс. руб. несмотря на кризисные для всей экономики явления, вызванные эпидемией коронавируса.
Весной и летом рынок ОСАГО столкнулся с новым вызовом из-за ухода с рынка ряда производителей автозапчастей и резким ростом цен на автомобильные запчасти. Так, в действующих с 19 июня справочниках средней стоимости запчастей прирост цен «средней корзины» запчастей составил 28,7%. При этом сообразно этому росту увеличилась и средняя выплата. Однако, благодаря конкуренции за безубыточных автовладельцев, рост средней премии по ОСАГО не превысил 10%, констатируют эксперты РСА.
Они информируют, что Банком России на основе актуализированного Справочника средней стоимости запасных частей и последних статистических данных по ОСАГО были проведены актуарные расчеты, которые показали необходимость внесения изменений в тарификацию по ОСАГО, в частности: расширение «тарифного коридора» базовых ставок страхового тарифа в обе стороны для общественного транспорта (автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи) — на 17,8%, для других категорий транспортных средств — на 26%. Произошла корректировка отдельных значений коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства.
«Новый этап индивидуализации тарифов по ОСАГО позволит сохранить цену на обязательную “автогражданку” для безаварийных водителей и поднять ее лишь для тех водителей, которые представляют реальную опасность на дороге для других участников дорожного движения. Для них это станет экономическим стимулом к безаварийному вождению. При этом мы видим, что, работая в течение двух с половиной месяцев по новым справочникам, в которых цены на запчасти выросли почти на 30%, рост средней цены ОСАГО остался в пределах 10%, а безаварийные водители ощутили лишь минимальное увеличение стоимости полиса», — заключает Евгений Уфимцев.