Своими прогнозами на 2022 и 2023 гг. поделились эксперты Промсвязьбанка.
В отраслевом обзоре аналитики ПСБ Егор Жильников и Алексей Головинов высказывают мнение, что в настоящее время появляется все больше признаков ухудшения в перспективе экономической ситуация в развитых странах.
«Не только усиливается негативная динамика капиталоемких отраслей, чувствительных к ставкам, но и показателей деловой активности» — отмечают они.
Так, индексы PMI в промышленном секторе США и Европы уже снижаются, отражая повышающиеся риски спада и потребительской активности, естественной в условиях высокой инфляции, имеющей уже в большей степени немонетарный характер. И в этих условиях решительность ведущих ЦБ по дальнейшему повышению ставок практически гарантирует снижение экономической активности в ближайшие кварталы, считают авторы обзора. Сложную ситуацию они наблюдают и в КНР из-за политики нулевой терпимости властей к коронавирусу и серьезных проблем в финансовом и строительном секторах.
«Мы полагаем, что 2-е полугодие экономики США и Европы завершат умеренным снижением, а пик экономического спада в этих странах может прийтись на первую половину 2023 г., причем из-за склонности ФРС и ЕЦБ повышать ставки и держать их на завышенном уровне длительное время, резкого восстановления мы можем и не увидеть. В целом наш базовый прогноз предполагает замедление темпов роста глобального ВВП с ожидаемых 2,2% в 2022 г. до 1,7% в 2023 г. Это, по нашим оценкам, заметно сократит спрос на продукцию на рынке. И, как следствие, способно потянуть вниз мировые цены на большинство металлов. Так, в США видим возможным снижение темпов роста ВВП с ожидаемых 1,6% в 2022 г. до 1,1% в 2023 г., в Европе — до 1%. А вот в Китае, благодаря ослаблению карантинных ограничений, рост ВВП может ускориться до 4,4% в 2023 г. (опасаемся, что в этом году рост составит лишь 3,3%), что сдержит ослабление конъюнктуры рынков металлов», — излагают свои ожидания аналитики ПСБ.
На фоне данных предположений они пересмотрели свой прогноз по ценам на металлы преимущественно в сторону снижения на 2022 — 23 г.г.
Алюминий
Энергокризис в Европе способствует сокращению производства местными предприятиями. Высокие цены на энергоносители сказались и на рынке США, где выплавка снижается уже третий месяц подряд.
Эксперты отмечают, что проблемы с производством в развитых странах из-за рекордных цен на электричество будут компенсированы предложением алюминия из Китая и России, из-за чего роста стоимости металла они не ждут.
Однако увеличившиеся риски еще большего сокращения производства в Европе будут поддерживать цены на алюминий в течение ближайших лет, из-за чего снижение цен в 2023 г. авторы анализа объясняют скорее высокой базой 2022 г., а не фундаментальными факторами.
Медь
В отличие от других промышленных металлов проблем с производством меди нет, так как крупнейшими поставщиками для всего мира являются страны Южной Америки. Аналитики ПСБ ожидают, что власти Китая поддержат застройщиков и это позволит частично восстановить спрос на медь. Дополнительным небольшим поддерживающим фактором станет желание Пекина нарастить генерацию электричества с помощью возобновляемых источников энергии, что приведет к увеличению потребления меди. Однако, на взгляд авторов обзора, спрос в Китае увеличится не так сильно, как это необходимо, а отсутствие значимых рисков с производством приведут к тому, что цены на медь покажут худшую динамику среди цветных металлов в 2022 и 2023 гг.
Никель
На рынок никеля эксперты ПСБ смотрят более оптимистично. На данный момент основной рынок сбыта — это производство нержавеющей стали. Однако весьма активно растет использование металла в аккумуляторных батареях. Если еще пару лет назад производители аккумуляторов занимали несущественную долю на мировом рынке никеля, то сейчас она выросла до 15%. На этом фоне складывается дефицит высококачественного никеля, который, по ожиданиям авторов прогноза, будет только усиливаться. Поддерживающим фактором также выступит и то, что Индонезия планирует ввести пошлины на экспорт ферроникеля и никелевый чугун, чтобы подтолкнуть к развитию локального производства нержавеющей стали и аккумуляторных батарей. В случае введения ограничений есть существенный риск усиления дефицита никеля на мировом рынке.
«Таким образом, мы смотрим на перспективы цен на никель наиболее оптимистично относительно всех остальных промышленных металлов», — сообщают авторы обзора.
Сталь
Более консервативно они смотрят на рынок черной металлургии. Энергетические кризисы в Европе, Китае и кризис строительной отрасли в КНР являются ключевым фактором, способствующим ухудшению конъюнктуры рынков стали. Высокая себестоимость сталелитейной продукции делает ее производство нерентабельным для предприятий. Например, ArcelorMittal уже закрыл два завода в Европе.
«Полагаем, что с уходом на второй план энергетических кризисов в 2023 г. цены на сырье нормализуются, а соответственно, и цены на сталь в рамках исторически адекватных значений. В 2023 г. из значимых факторов, влияющих на конъюнктуру сталелитейного рынка, выделим также и рынок глобального автопрома, который может остаться в упадке вплоть до окончания 2023 г.», — заключают аналитики ПСБ.
Кстати, они приводят данные Reuters, согласно которым США и ЕС нарастали закупки российского алюминия и никеля в первой половине 2022 г. Агентство сообщает, что в Европу с марта по июнь было поставлено 78,2 тыс. т алюминия (+13% в годовом выражении). Аналогичный показатель для США составил 23 тыс. т (+21% соответственно). Поставки по основным направлениям из России в марте — июне были на уровне 221,6 тыс. т, что в целом соответствует среднему значению последних лет.
Что касается импорта никеля, то в ЕС было направлено почти 24 тыс. т (+22% год к году), а в США 2,4 тыс. т (+70%). Экспорт никеля из России с марта по июнь по основным направлениям вырос на 17% в годовом измерении.