Эксперты Банка России дают трезвый анализ процессов в отечественной экономике, в частности, возможностей импортозамещения.
В последнем бюллетене «О чем говорят тренды» они признают, что динамика экономической активности остается неоднородной и неустойчивой из-за высокой неопределенности. Эксперты регулятора считают, что одновременное действие разнонаправленных тенденций и факторов может иметь разное влияние на отдельные предприятия даже в рамках одной отрасли.
«Тем не менее в совокупности их действие привело в июле — августе к некоторому расширению деловой активности в российской экономике в целом. Углубления экономического спада не произошло», — констатируют авторы бюллетеня.
По их мнению, возможно, именно с такой динамикой экономики связано значительное расхождение между в целом негативной оценкой предприятиями и домохозяйствами текущей ситуации со спросом, производством и доходами, с одной стороны, и преобладающими позитивными ожиданиями на перспективу — с другой.
«Такие ожидания сами по себе способствуют росту потребительской и предпринимательской уверенности. Это будет отражаться в поведении потребителей и бизнеса в ближайшие месяцы, подпитывая спрос», — считают эксперты Центробанка.
В то же время предложение товаров и услуг, не исключают они, будет сокращаться со смещением ассортиментной матрицы в пользу альтернатив, ранее не представленных или слабо представленных на российском рынке. Этот процесс будет сопровождаться снижением средних качественных характеристик товаров и услуг (потребительские свойства, функционал, долговечность, сервисная поддержка и так далее). Поэтому при сужении ассортимента товаров в продаже общее снижение объемов производства («в штуках») будет меньше. В результате глубина производственного спада в экономике окажется меньше, чем можно было бы предположить при отсутствии вариантов смены ассортимента, прогнозируют авторы анализа.
Импорт промежуточных и инвестиционных товаров восстанавливается медленнее, чем потребительский импорт.
«В дальнейшем это приведет либо к активному росту внутреннего производства таких товаров (импортозамещению), либо к уменьшению производства товаров, в производственной цепочке которых использовался такой импорт, по мере исчерпания созданных ранее запасов. На краткосрочном горизонте второй вариант более вероятен. Однако в некоторых отраслях резервы для импортозамещения существуют», — полагают аналитики.
По их словам, ранее проводившиеся опросы российских промышленных предприятий систематически выявляли в целом низкий уровень конкуренции, особенно с импортом, и «локальность» российского бизнеса, неготовность к экспансии за пределы своего региона, не говоря уже об экспортных рынках. Кроме того, отраслевой анализ и опросы показывают экспертам ЦБ, что прослойка отраслевых лидеров, которые, как правило, активно вовлечены во внешнеторговые операции и реализуют долгосрочные стратегии развития, невелика. Эти структурные особенности российской экономики, указывают авторы бюллетеня, имеют несколько важных последствий.
Во-первых, функционируя в своих нишах, не пересекающихся с импортом, российские производители могут их расширять. Но это даст результат только при условии, что покупатели и потребители готовы поменять свои предпочтения и перейти в новую для себя нишу.
Во-вторых, относительно значимое импортозамещение в прямом смысле этого слова (одного товара на такой же аналог) в большинстве промышленных отраслей в ближайшей перспективе произойти не может — иначе раньше уже наблюдалась бы конкуренция с импортом. И это не только вопрос технологий, но и среды, в которой действуют компании, и стратегий, которые они выстроили, и низкой доли глобально конкурентоспособных отраслевых лидеров. Аналитикам регулятора примечательно, что ряд подотраслей производства машин и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, а также легкой и химической промышленности выступают исключением из этой закономерности. В них отмечается конкуренция с импортом, что указывает на наличие перспектив для импортозамещения в данных отраслях.
В-третьих, наиболее вероятно, что часть импорта, не попавшая напрямую под санкции, но поставки которого ограничены различными финансовыми и логистическими ограничениями, в значительной степени будет заменяться импортом производителей из других стран, заключают эксперты Банка России.