Об изменениях в российском автоимпорте по сравнению с началом года рассказал исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов в ходе «АВТОСТАТ Оперативки».
По данным агентства, в январе 2022 г. доля физических лиц в структуре импорта автомобилей составляла всего 3%, в мае была уже 9%, а в июле доросла до 20%. Изменилась и география стран-импортеров. Если в I квартале года первые три строчки перечня таких стран занимали Китай, Бельгия и Германия, то во втором — это тоже Китай (но уже с другой долей участия), а также Южная Корея и Япония. Большие изменения произошли в отношении долевого участия стран-импортеров. Эксперты уверены, что картина будет меняться и дальше. Свое влияние будет больше оказывать разрешенный параллельный импорт.
С. Удалов пояснил, что такое сегодня на российском рынке параллельный импорт, поскольку, как выяснилось, многие понимают его по-разному. Фактически параллельный импорт — это ввоз авто в страну без разрешения правообладателя (владельца ОТТС). Физлицам такое разрешение не требуется, но для юрлиц это важный момент. Во-первых, практика показала, что не все марки можно привозить массово, используя механизм параллельного импорта. Во-вторых, по разным причинам, не так уж много таких машин, которые можно привезти. В-третьих, сама процедура оформления по ввозу для юрлиц гораздо сложнее, чем для «физиков». Первым для оформления таких автомобилей необходимо получить разрешение в НАМИ (проведя ряд испытаний).
Также эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что если на начало года соотношение ввозимых в Россию автомобилей было в пользу новых (15,7 тыс. против 10,7 тыс. штук, или 59% против 41%), то практически все лето — май, июнь, июль — ситуация противоположная. Так, в июле доля новых автомобилей в импорте составляла уже только 32% (8 тыс. против 17 тыс. штук).