Эксперты отмечают, что дефляция опережает прогнозы, но видят в динамике базового индекса потребительских цен фактор, который может в перспективе охладить желание Банка России снижать ключевую ставку.
Аналитики Промсвязьбанка напоминают, что, по данным Росстата, индекс потребительских цен снизился в августе на 0,52% к предыдущему месяцу и в годовом выражении составил 14,3% (после 15,1% на конец июля).
Авторы анализа констатируют, что дефляция идет с опережением прогнозов — фактический инфляционный тренд опустился к нижней границе прогноза Банка России на конец 2022 г. (12—15% год к году). Это значит, заключают они, что пространство для снижения ключевой ставки пока остается заметным.
При этом аналитики ПСБ отмечают, что снова вырос спред между базовой инфляцией (без учета волатильных и регулируемых компонентов) и индексом потребительских цен. Базовый индекс цен уже в августе не зафиксировал дефляцию (за месяц без изменений) и, соответственно, снижение его годового уровня происходит медленнее. Из трех месяцев дефляции базовый индекс потребительских цен снижался только в июле.
Этот факт, полагают эксперты Промсвязьбанка, может ограничить решительность ЦБ по снижению ключевой ставки, так как косвенно подтверждает выводы регулятора о высоком уровне проинфляционных рисков, которые могут реализоваться после прохождения периода повышенной статистической базы. То есть, велика вероятность новой волны роста инфляции со II квартала 2023 г.
В этих условиях аналитики ПСБ ожидают осторожных действий ЦБ по снижению ключевой ставки в ближайшие месяцы и 16 сентября прогнозируют снижение на 50 б.п. до 7,5%, а к концу года ждут ставку на уровне 7%. Сценарий отказа от ее снижения, считают они, пока маловероятен с учетом роста рисков двухлетней рецессии.
Главным фактором дефляции в августе оставалось снижение цен на продукты питания за счет сезонного фактора (новый сельхозурожай). Дефляция по сравнению с июлем лишь незначительно замедлилась (–1,4% против –1,5% соответственно). В годовом выражении инфляция в продовольственном сегменте снизилась до 15,8% с 16,8 месяцем ранее. В сентябре эксперты ПСБ еще ожидают продолжения дефляции, но считают, что темпы ее будут уже заметно меньше. В октябре сезонная дефляция завершится, возобновится рост цен. Однако за счет эффекта высокой статистической базы, на фоне слабого спроса, годовой уровень продовольственной инфляции продолжит снижаться и к концу года, по прогнозу аналитиков банка, составит 10—11%.
Вторым неожиданным для них дефляционным фактором стал ранний старт сезонного снижения цен на услуги населению. По итогам месяца был зафиксирован околонулевой рост (+0,05% относительно июля после 1,4% месяцем ранее). Однако уже с середины августа наблюдался старт снижения цен на туристические и транспортные услуги. Обычно дефляция в данном сегменте стартует в сентябре, но за счет слабого спроса коррекция цен началась раньше. В результате уровень годовой инфляции на услуги населению стабилизировался в районе 10,5% (10,7% в июле) и, по оценкам аналитиков ПСБ, останется близи этого значения до конца года.
В группе непродовольственных товаров, напротив, дефляция постепенно угасала. Из-за обострения пандемии прекратилось снижение цен на лекарства, постепенно теряло силу коррекционное снижение цен на бытовую электронику, возобновился рост цен на нефтепродукты, истощалось влияние курсового фактора. По итогам августа была зафиксирована минимальная дефляция (–0,05% к предшествовавшему месяцу после –0,4% в июле). В годовом выражении инфляция в сегменте опустилась до 15,6% с 16,6. Краткосрочные перспективы ценовой динамики в данном сегменте наиболее неопределенные и связаны с неочевидностью курсового тренда. Исходя из предположений о постепенном ослаблении курса рубля, эксперты банка ожидают возобновления роста цен на непродовольственные товары уже с сентября. Однако за счет ограничений со стороны спроса годовой уровень инфляции в сегменте, по их прогнозу, останется до конца года в районе 15—15,5%.
В августе они понизили прогноз инфляции на конец 2022 года до 12% и с учетом фактической динамики инфляции и ожидаемого действия факторов прогноз инфляции пока не меняют.
«К концу I квартала 2023 г. инфляция за счет высокой статистической базы снизится до 4,5—5,5% год к году, после чего мы ждем формирования новой волны роста инфляции, интенсивность которой будет зависеть от курсового тренда, успешности сельскохозяйственного сезона и активности бюджетного стимулирования экономики. Основываясь на умеренно-консервативном подходе, на конец 2023 г. прогнозируем инфляцию на уровне 7,5% год к году.
Такие перспективы могут ограничить склонность ЦБ к денежно-кредитному стимулированию в среднесрочной перспективе. Однако пока пространство для снижения ключевой ставки сохраняется», — заключает аналитик ПСБ Денис Попов.