Российский союз автостраховщиков (РСА) приводит примеры, каким может быть разброс тарифов для автовладельцев, доказывающие, что ездить аккуратно — выгодно.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев напоминает, что расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит сдержать рост цен на полисы для аккуратных водителей на фоне резкого увеличения выплат по обязательной «автогражданке», вызванного повышением цен на запчасти. Так, после вступления в силу 19 июня обновленных справочников запчастей средняя выплата по ОСАГО только за один месяц выросла сразу на 13% и составила в июле 80,8 тыс. руб. При этом средняя цена ОСАГО растет существенно более медленными темпами: за семь месяцев 2022 г. она выросла примерно на 10%, до 6,2 тыс. руб., отмечает руководитель РСА.
Он подчеркивает, что более широкий тарифный коридор позволит страховщикам устанавливать более точные тарифы как для аварийных, так и для безаварийных водителей.
«Автовладельцев, как правило, не становящихся виновниками ДТП, на дорогах большинство — так, по данным РСА, более 90% автовладельцев имеют скидку по системе “бонус-малус”. А каждый третий водитель имеет максимальную скидку в размере 54%, то есть не был виновником аварии в течение десяти лет или более», — сообщает Е. Уфимцев.
В зависимости от степени аварийности автовладельца стоимость его полиса ОСАГО может отличаться в несколько раз.
РСА приводит следующие примеры.
Собственник автомобиля живет в Москве (КТ = 1,8), ездит на автомобиле Форд Фокус (мощность двигателя — 125 л.с., КМ = 1,4). Покупает полис ОСАГО сроком на год, при этом период использования не ограничивает. В полис вписан только он один.
- Водитель — новичок, ему 18 лет, стаж вождения отсутствует, первый год страхования: стоимость полиса ОСАГО для него составит 50 431 руб. при условии, что страховщик установит для него максимальную базовую ставку из возможных.
- Водителю 42 года, его стаж вождения — 21 год. При этом он регулярно нарушает правила дорожного движения и несколько раз в год становится виновником ДТП. Можно ожидать, что страховщик также применит для него верхнюю границу базовых ставок из коридора и стоимость полиса ОСАГО для него составит 67 734,71 руб.
- Водителю 42 года, его стаж вождения — 21 год, в течение 15 лет он ни разу не становился виновником аварии. Стоимость полиса ОСАГО для него составит 1736 руб., если страховщик выберет минимальный базовый тариф как для аккуратного безаварийного водителя.
- «Усредненный» автовладелец: водителю 31 год, его стаж вождения — 12 лет, он становится виновником аварии один раз в несколько лет. Можно смоделировать, что страховщик возьмет среднюю базовую ставку страхового тарифа, и тогда стоимость полиса ОСАГО для него составит 7480 руб.
«В июле инфляция, по данным Банка России, составила 15,1%. При этом если рост средней выплаты вполне соответствует этому показателю и даже его опережает — против 68,1 тыс. руб. летом прошлого года в июле этого она составила 80,8 тыс. руб., увеличившись на 19%, то рост средней премии по ОСАГО от инфляции заметно отстает. Причина — в огромной конкуренции страховщиков за безубыточных автовладельцев. Этот же фактор сыграет и сейчас: после расширения тарифного коридора на 26% страховщики получат возможность не компенсировать свои убытки от аварийных водителей за счет безаварийных, а устанавливать каждому справедливый тариф», — комментирует сказал Е. Уфимцев.
ВСС напоминает, что реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО началась в январе 2019 г., когда Банк России расширил тарифный коридор по обязательной «автогражданке» на 20% вверх и вниз. Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех. Это привело к резкому росту конкуренции между страховыми компаниями за безаварийных водителей, в результате которого по итогам 2019 г. средняя цена ОСАГО снизилась на 5%. В последующие три года, когда продолжалась реформа по индивидуализации тарифов, средняя цена полиса ОСАГО оставалась на уровне около 5,5 тыс. руб., несмотря на кризисные для всей экономики явления, вызванные эпидемией коронавируса.