Соответствующее исследование провел холдинг «Ромир» на основе Единой панели данных.
Оно показало, что с 2015-го по 2022 г. доля собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей на российском рынке в денежном выражении выросла за последние семь лет с 4,7 до 7,2%.
Наиболее популярная частота потребления СТМ — один раз в неделю. Доля таких покупок составила 32% и увеличилась на 8 п.п. по сравнению с аналогичными данными 2020 г. (24%). Самые частые поводы покупки СТМ — выгодная цена (46,2%), акции и скидки (24,7%), необходимость пополнить запасы (23,9%) и желание попробовать новый продукт (19,4%). Почти половина опрошенных заинтересованы в покупке СТМ (48%) и сообщили, что товары собственных торговых марок розничных сетей полностью отвечают их нуждам и запросам (47%).
Среди категорий товаров СТМ, которые наиболее часто пользуются спросом, — молочные продукты (40%), бакалея (36%), хлебобулочные изделия (33%), яйца (32%), напитки (28%), хозтовары (26%), кондитерские изделия (22%), товары личной гигиены (22%). По этим же категориям эксперты «Ромира» отмечают потенциал привлечения новой аудитории. В категории «фрукты, овощи, грибы» уже покупают продукты под марками СТМ 18%, однако хотели бы покупать — 43%, что говорит авторам исследования о хороших возможностях ретейлеров по увеличению доли СТМ в этом сегменте.
Информацию о существующих и новых продуктах под марками СТМ опрошенные получают, в основном, из каталогов магазинов (52%). Но помимо самого торгового пространства есть другие каналы коммуникации с клиентом. Например, смс-рассылки и email-рассылки (при наличии карты лояльности) — 19 и 15% соответственно, из аккаунтов магазинов в соцсетях (17%), из отдельных аккаунтов СТМ в соцсетях (15%) и веб-сайтов магазинов (13%).
Аналитики «Ромира» считают, что в России вывод на рынок СТМ является в том числе антикризисным решением — за счет ценового разнообразия выбор СТМ может использоваться в том числе как способ экономии.
На сегодняшний день ассортимент товаров под СТМ в некоторых сетях составляет около 2,5 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров, выяснили авторы исследования.
«СТМ сейчас становятся для покупателя не просто способом экономии, но также и товаром, который закрывает основные ассортиментные потребности. 47% россиян отмечают, что СТМ — это товары, которые отвечают их нуждам. Для покупателя это важный сегмент рынка, который позволяет ритейлерам формировать лояльность к торговой сети», — сообщает Елена Шишова, заместитель руководителя группы исследований холдинга «Ромир».