Исключение в сентябре составили только контейнерные перевозки и строительные грузы, отмечают эксперты.
По данным аналитиков Промсвязьбанка, в минувшем месяце среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился в годовом измерении на 5,3% до 3,36 млн т в сутки. Уменьшение погрузки происходило по большинству видов грузов за исключением контейнерных перевозок (+2,6% год к году) и строительных грузов (+9,7%).
Погрузка каменного угля уменьшилась на 8,1% до 28,3 млн т. Снижение грузовой базы в сентябре 2022 г. авторы анализа связывают с уменьшением производства угля в России и прекращением экспорта ископаемого топлива на Украину и страны Европейского Союза в связи с введением эмбарго. Замедление экспорта угля в восточном направлении произошло в результате ограниченных возможностей инфраструктуры — БАМа, Транссиба и железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока.
В сентябре погрузка нефтеналивных грузов снизилась на 1,7%. В структуре перевозок нефтеналивных грузов сокращалась доля темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута) и росла — светлых. При этом динамика внутренних перевозок была лучше, чем экспортных (особенно по темным нефтепродуктам). По группе темных нефтепродуктов выросли перевозки битума и гудрона, что аналитики ПСБ объясняют преимущественно увеличением спроса на асфальт в условиях активизации дорожного строительства. Объемы перевозок светлых нефтепродуктов (кроме керосина, спрос на который сократился из-за резкого снижения потребления в авиации вследствие сокращения международных авиаперевозок) росли и во внутреннем, и в экспортном сообщении. Объемы переработки нефти летом выросли по сравнению с весенними месяцами, однако остаются несколько ниже, чем в 2021 г.
Авторы анализа прогнозируют, что в среднесрочной перспективе проблемы в нефтеперерабатывающей отрасли будут связаны с задержкой сроков реализации инвестиционных проектов по модернизации НПЗ из-за проблем с поставками зарубежного оборудования, сложностями с поставкой комплектующих для проведения плановых ремонтов на НПЗ, а также началом действия запрета на экспорт нефтепродуктов в страны ЕС в феврале 2023 г.
«В 2022 г. мы ожидаем снижения погрузки на сети РЖД на 5—7% год к году. Ключевыми факторами снижения остаются: отказ от российского угля и ввод эмбарго на морские перевозки нефтеналивных грузов из России в странах Европейского союза.
При этом наша страна могла бы нарастить экспорт минеральных удобрений и продукцию агропромышленного комплекса. Однако по этим группам товаров существует дефицит терминальных мощностей из-за проблем с экспортом через страны Балтии», — пишут аналитики ПСБ.