Примечательно, что, наконец, обозначила торможение спада и годовая его динамика.
Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за девять месяцев текущего года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 59,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., или на 753 450 автомобилей. Всего с начала года продажи составили 506 661 автомобилей.
Среди них:
- коммерческие автомобили — 52 878 штук, или 10,4%;
- внедорожники — 242 723 штуки, или 47,9%;
- пикапы — 3903 штуки, или 0,8%;
- электромобили — 333 штуки.
В сентябре 2022 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 59,6% по сравнению с сентябрем 2021 г., или на 68 901 штуку. В прошлом месяце реализованы 46 698 автомобилей.
Отметим, что динамика к соответствующему месяцу прошлого года вновь улучшилась — в сентябре на 2,8 п.п. Но примечательнее другое. Ранее мы уже констатировали, что при торможении снижения продаж в годовом сопоставлении с июля по отдельным месяцам годовая динамика (с начала года) продолжала ухудшаться. Но, наконец, и она показала замедление спада на 0,9 п.п. (с –60,7% за восемь месяцев текущего года).
Комитет автопроизводителей напоминает, что ежемесячные данные АЕБ не включают данные о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации информации о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. Также с мая 2022 г. ежемесячные данные АЕБ не включают данные о продажах Chery по решению штаб-квартиры Chery Automobile CO, Ltd. А квартальные данные содержат информацию о всех вышеперечисленных автопроизводителях.
Аналитики Промсвязьбанка, ознакомившись с данными АЕБ, отмечают, что рассматриваемом периоде практически все автомобильные марки показали снижение, за исключением Автоваза, Changan, DFM и GAC. Продажи отдельных автомобильных брендов сократились почти полностью. Например, Toyota и Volvo сократили реализацию в России более чем на 98% в годовом измерении, что эксперты ПСБ объясняют введением санкций и нарушением логистических цепочек.
Несмотря на перебои в работе тольяттинского и ижевского заводов, а также ограничения из-за введения санкций и нарушения логистических цепочек, компании Автоваз удалось увеличить продажи относительно сентября 2021 г. на 20% до 20,6 тыс. единиц.
Аналитики ПСБ напоминают, что до мая 2022 г. компания находилась в простое из-за дефицита автомобильных запчастей для сборки. В настоящее время заводы адаптированы для производства упрощенных моделей. В начале июня Автоваз возобновил сборку легковых автомобилей, запустив модель Lada Granta Classic 2022 — первую после ухода Renault из России, затем — расширил модельный ряд Lada Granta спортивной версией Drive Active и Cross.
«В дальнейшем ситуация на рынке новых легковых автомобилей будет оставаться сложной. Наш консервативный сценарий предполагает снижение продаж новых легковых авто и LCV в 2022 году на 40% год к году. Стабилизация может начаться не раньше января следующего года, когда производство будет адаптировано под текущие условия и увеличатся продажи автомобилей в рамках параллельного импорта», — считает аналитик ПСБ Дмитрий Кондратов.
Со своей стороны эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «Паспорт промышленный консалтинг» сообщают, что объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам сентября 2022 г. составил 44 398 единиц, что на 60,4% меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом аналитики агентства отмечают, что по отношению к августу нынешнего года российский авторынок показывает небольшой рост (+4%). С начала года в России реализованы 474 703 новые легковые машины — на 59,2% меньше, чем в январе — сентябре 2021 г.
По-прежнему лидерство на рынке удерживает отечественная марка LADA — в прошлом месяце россияне приобрели 17 490 этих автомобилей (+9,8%). Среди иномарок самой популярной впервые стала китайская Chery, чей результат составил 3850 машин (–9,6%). Таким образом, отмечают эксперты агентства «АВТОСТАТ», Kia опустилась на третью строчку рейтинга продаж с показателем 3291 купленный автомобиль (–80,7%). Далее следует марка Haval, чьи кроссоверы выбрали 3176 покупателей (+3,6%). Автомобили Hyundai разошлись в количестве 2808 экземпляров, что 78,3% меньше по сравнению с прошлым годом. В ТОП-10 лидеров российского авторынка новых легковых автомобилей по итогам сентября также вошли: Geely (2780 штук, +3,3%), Renault (1576, –81,7%), EXEED (1283, рост в 7,4 раза), Toyota (1178, –86,5%) и Volkswagen (946 штук, –86,5%).