К такому выводу пришли ученые НИЦ Мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС.
Они констатируют, что одной из основных причин ухудшения положения молодежи на рынке труда считается несоответствие уровня и содержания образования, а структуры выпусков — запросам рынка труда.
Одновременно в мире наблюдается взрывной рост доли населения с третичным, особенно высшим, образованием — с 2005 г. доля молодежи с третичным образованием в развитых странах увеличилась почти в полтора раза.
Ученые поясняют, что термин «третичное образование» определяется как программы с продвинутым содержанием по сравнению с уровнями среднего образования и соответствующие уровням 5 — 8 Международной стандартной классификации образования (МСКО). Уровень третичного образования включает программы короткого цикла, бакалавриат, магистратуру (или ее эквивалент) и аспирантуру/докторантуру. К программам короткого цикла в России относятся программы СПО по подготовке специалистов среднего звена.
Авторы исследования выяснили, что коэффициенты безработицы молодежи с третичным образованием и населения в возрасте 25 лет и старше коррелируют значимо, причем эта связь за последние 15 лет выросла — если в 2005 г. коэффициент корреляции составлял 0,45, то к 2019 г. он достиг 0,9.
Ученые РАНХиГС отмечают, что за последние 15 лет в странах — членах ОЭСР и странах-партнерах доля молодежи в возрасте 25 — 34 лет выросла в среднем на 38%, а уровень безработицы среди этой группы населения — на 26%. При этом уровень безработицы с 2010 г. практически не менялся, а доля высокообразованной молодежи продолжала расти.
Из этого исследователи делают предположение, что рынок труда и системы образования в рассматриваемой группе стран наладили связи и образование по структуре и содержанию стало в большей степени, чем в начале 2000-х гг., соответствовать рынку труда.
Это предположение косвенно подтверждается отрицательной корреляцией между долей населения в возрасте 25 — 34 лет с третичным образованием и уровнем безработицы для этой группы — чем больше доля высокообразованных молодых людей в стране, тем ниже уровень их безработицы.
Эксперты РАНХиГС рассмотрели молодежную безработицу подробнее, для разных уровней третичного образования. Полученные ими результаты представлены в таблице.
Динамика безработицы молодежи с третичным образованием по уровням образования, 2019 г. относительно 2005 г., %
Уровень программ третичного образования |
Уровень безработицы |
Доля населения с данным уровнем образования |
Короткие программы третичного образования |
151 |
81 |
Бакалавриат |
101 |
103 |
Магистратура |
74 |
290 |
Источник: НИЦ Мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС, рассчитано по данным базы ОЭСР stats.oecd.org
Ее данные, обоснованно считают авторы исследования, однозначно указывают на то, что в наименьшей степени запросу экономики и рынка труда соответствуют короткие программы третичного образования и в наибольшей — программы магистратуры: уровень безработицы среди молодых людей с этим уровнем образования сократился на более чем на 25% при росте доли молодежи с магистерским дипломом почти в три раза. Для обладателей дипломов коротких программ третичного образования картина противоположная — при снижении доли молодых людей с этим уровнем образования на 20% уровень безработицы среди них вырос в 1,5 раза.
«Результаты проведенного исследования показывают, что с точки зрения улучшения положения молодежи на рынке труда образовательная политика должна ориентироваться в первую очередь на рост охвата населения программами магистратуры или их эквивалента (специалитета).
Также важным является расширение охвата образованием на уровне старшей школы за счет снижения приема в организации СПО после девятого класса. Это приведет к отсрочке выбора профессиональной и/или образовательной траектории и, следовательно, более осознанному принятию указанного решения», — заключают ученые НИЦ Мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС.