Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представил экономический обзор, характеризующий совокупные экономические настроения российских предпринимателей и потребителей в III квартале 2022 г. В рассматриваемый период композитный Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ), обобщающий результаты конъюнктурного мониторинга большинства базовых отраслей экономики и опросов населения, позитивно скорректировался на 1,5 пункта относительно предыдущего квартала до значения отметки 95,6. Таким образом, дальнейшее углубление спада ИЭН, обозначившееся во II квартале, не произошло и сменилось слабым, но компенсационным восстановлением совокупных экономических настроений российских предпринимателей и потребителей.
По мнению авторов исследования, наблюдаемое улучшение ИЭН ВШЭ, прежде всего обусловлено значимым импульсом со стороны компонента — индекса потребительских настроений (улучшение значения до (-22%) с (-31%)). В то же время, развитие негативного сценария в ИЭН ВШЭ было сдержано относительно стабильными деловыми отраслевыми настроениями, что выразилось в динамике остальных его компонентов: индексы предпринимательской уверенности в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, розничной торговле и сфере услуг по сравнению со II кварталом практически не изменились.
Среди основных ограничений деятельности обследованных организаций в III квартале 2022 г., предприниматели по-прежнему акцентировали внимание на факторе «неопределенность экономической ситуации». Его негативное воздействие на бизнес констатировали 60% руководителей обрабатывающих и 42% – добывающих производств. В сфере услуг эту проблему выделили 65% предпринимателей. Вторым по значимости лимитирующим фактором оставался недостаточный спрос на производимую продукцию или оказываемые услуги.
После прохождения локального максимума в III квартале 2021 г. трейсер ИЭН ВШЭ достиг I квартале 2022 г. границы с квадрантом ускорения спада и нарастания пессимизма. Во II квартале текущего года трейсер продвинулся вглубь этого квадранта, однако в III квартале повернул в сторону фазы замедления спада и сжатия пессимизма, что указывает на достижение определенной стабилизации экономических настроений.
Подробнее об экономических настроениях российских предпринимателей и потребителей в III квартале 2022 г. читайте в следующем номере «Экономика и Жизнь».