Эксперты считают, что на его динамику влияет, в частности, возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования.
По данным Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в сентябре 2022 г. средний размер выданных автокредитов на новые автомобили и с пробегом составил 1,15 млн руб., снизившись на 3,6% по сравнению с предыдущим месяцем (в августе 2022 г. — 1,19 млн руб., как и месяцем ранее). Вместе с тем, отмечают эксперты НБКИ, по сравнению с предсанкционным февралем сокращение среднего размера автокредита составило 15,1% (в феврале 2022 г. — 1,35 млн руб.), а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — 5,5% (в сентябре 2021 г. — 1,21 млн руб.).
Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 529 баллов при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов.
Среди 30 регионов — лидеров по объемам автокредитования самый большой средний размер выданных автокредитов в сентябре 2022 г. аналитики НБКИ отмечают в Москве (1,73 млн руб.), Московской области (1,51 млн руб.), Санкт-Петербурге (1,49 млн руб.), а также в Ленинградской (1,37 млн руб.) и Новосибирской (1,26 млн руб.) областях.
Наибольшее снижение среднего чека автокредита среди 30 названных регионов продемонстрировали Ставропольский край (–10,1%), Тульская (–9,8%), Оренбургская (–7,4%) и Омская (–7,4%) области, а также Краснодарский край (–6,8%). При этом в ряде регионов средний размер автокредита увеличился, в том числе в Тюменской области (+3,5%), Пермском крае (+3,4%) и Саратовской области (+3,3%). В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель за месяц снизился на 2,6 и 1,9% соответственно.
«После некоторого снижения в марте — апреле в дальнейшем средний чек автокредитов стабилизировался, немного сократившись в сентябре. Помимо прочего, на ситуацию со средним чеком влияет возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования. Дело в том, что она распространяется только на новые автомобили отечественного производства, которые, в целом, дешевле новых иномарок. Кроме того, постепенно растет и доля кредитования на покупку автомобилей с пробегом, что также влияет на средний размер автокредита в сторону его уменьшения», — поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Он также напоминает, что определяющим критерием при принятии банками решения о выдаче автокредита и его параметрах по-прежнему является значение Персонального кредитного рейтинга заемщика.