Ранее сообщалось, что в сентябре снизилось количество выданных новых автокредитов, потребительских кредитов и кредитных карт. Эксперты объясняют это переходом россиян на сберегательную модель поведения.
Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сообщает, что, по данным от 3 тыс. микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, передающих ему сведения, в сентябре 2022 г. количество выданных микрозаймов, или займов «до зарплаты» (до 30 тыс. руб.) составило 2,59 млн единиц. По сравнению с предыдущим месяцем данный показатель после четырех месяцев роста снизился на 5,8% (в августе 2022 г. — 2,75 млн).
В то же время эксперты НБКИ отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество предоставленных гражданам займов «до зарплаты» в сентябре незначительно выросло — на 3,2% (в сентябре 2021 г. — 2,51 млн).
Наибольшее количество микрозаймов в российских регионах в сентябре 2022 г. было выдано в Москве (141,7 тыс. единиц), Московской области (121,8 тыс.), Краснодарском крае (94,8 тыс.), Свердловской области (91,7 тыс.) и Республике Башкортостан (87,1 тыс.).
Авторы анализа констатируют, что по сравнению с предыдущим месяцем снижение выдачи микрозаймов в сентябре 2022 г. было отмечено во всех регионах страны. При этом среди 30 регионов — лидеров по объемам выданных кредитов данного вида наибольшее сокращение количества выданных займов «до зарплаты» продемонстрировали Приморский край (–9,0%), Белгородская (–8,1%), Кемеровская (–7,5%) и Свердловская (–7,5%) области, а также Ставропольский край (–7,5%). В Москве и Санкт-Петербурге выдача микрозаймов снизилась на 4,3 и 3,7% соответственно.
«После падения в апреле в последующие месяцы вплоть до сентября сегмент микрозаймов постепенно восстанавливался. Рост выдачи займов “до зарплаты” в мае — августе был обусловлен, прежде всего, эффектом низкой базы после падения в марте, а также снижением ключевой ставки Банка России и сокращением рыночных ставок. Вместе с тем некоторое снижение выдачи в последнее время во многом обусловлено сменой тренда в финансовом поведении граждан. После довольно продолжительного периода потребительской активности они все больше предпочитают сберегательную модель», — считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Действительно, сокращение выдачи в сентябре также автокредитов, потребительских кредитов и кредитных карт может говорить о смене финансовой стратегии россиян, хотя точно подтвердить это способна не статистика выдачи, а динамика заявок от населения на кредиты. А есть и другая версия дружного снижения кредитования в сентябре — нежелание кредитных организаций ссужать граждан, которые потенциально могут быть мобилизованы, поскольку в случае призыва государство наделило последних льготами по выплате кредитов, что невыгодно кредиторам. Обзвоны конкретных банков СМИ это подтверждают. Хотя однозначный вывод может дать полный месяц после объявления частичной мобилизации — октябрь.