Но явное ухудшение в сентябре его годовой динамики эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объясняют в основном вполне прозаичной причиной. Аналитики ПСБ, в свою очередь, допускают дальнейшее ускорение спада в промышленности с началом восстановления со II квартала 2023 г.
В новой аналитической записке ЦМАКП о динамике промышленного производства руководитель направления реального сектора Владимир Сальников и ведущий эксперт Дмитрий Галимов информируют, что, по данным Росстата, в промышленности в последние месяцы наблюдается «неустойчивая стагнация». По оценкам с устраненной сезонностью, наметившееся еще в июле восстановление объемов производства продолжения не получило. После июльского скачка уровень выпуска вернулся на «плато II квартала». При этом индекс к соответствующему периоду прошлого года в сентябре уменьшился до 96,9% после 99,9% в августе.
Но это проседание авторы записки связывают преимущественно с эффектом базы — практически одномасштабным увеличением выпуска в сентябре 2021 г. Для иллюстрации они приводят следующие наиболее яркие примеры: в сентябре 2021 г. производство металлоизделий подскочило в годовом измерении на 12,5% после –8,5% в августе, выпуск машин и оборудования увеличился на 28,5% с 8,9% соответственно, добыча газа выросла на 7,6% после –11,2%.
По оценке ЦМАКП, в 2022 г. весеннее снижение производства было гораздо более ощутимым, чем у Росстата, но до последнего времени наблюдается и довольно быстрое восстановление выпуска. Расхождение в оценках аналитики ЦМАКП объясняют во многом (но не полностью) тем, что они не включают в расчет индекса закрытые позиции. Кроме того, они исключают из него отдельные производства с волатильной динамикой выпуска, для которых принципиально невозможно на помесячном уровне оценить направленность тенденции.
Аналитики Промсвязьбанка, ознакомившись с данными Росстата, отмечают, что с исключением календарного и сезонного факторов спад промышленного производства месяц к месяцу гораздо слабее: –0,4% в сентябре против –1,9% в апреле и –0,9% в августе. Это, справедливо считают они, значительно смягчает негативный сигнал от статистики.
Кроме того, эксперты ПСБ констатируют, что динамика промышленного производства остается в рамках прогнозного тренда, и это они также рассматривают как умеренно-позитивный сигнал.
Авторы анализа отмечают, что усиление спада промышленного производства было обеспечено ухудшением динамики практически по всем базовым секторам и выделяют несколько отраслей обработки, где сохраняются выраженные кризисные процессы:
- производство автотранспортных средств (–43% год к году за девять месяцев) — влияние дефицита комплектующих, ограниченного из-за роста цен спроса и остановки производств в связи с уходом инвесторов;
- текстильное производство (–9,9% соответственно) — на фоне разрушения сбытовых цепочек;
- деревообработка (–9,6%) — обусловлено закрытием европейских рынков сбыта;
- производство электрооборудования (–4,7%) и прочих транспортных средств (–4%) — следствие аналогичных с автопромом проблем.
Остальные отрасли, по оценке аналитиков ПСБ, пока демонстрирую рост или относительно умеренный спад, не превышающий прогнозный уровень снижения реального ВВП РФ в 2022 г. (–3,4%).
«Итоги сентября указывают на сохранение актуальности нашего прогноза (спад реального ВВП РФ –3,4% по итогам года). В IV квартале допускаем дальнейшее ухудшение динамики промышленного производства. Начало процесса восстановления ждем со II квартала 2023 г», — сообщает аналитик ПСБ Денис Попов.