За несколькими исключениями, отмечают эксперты, уменьшение погрузки в октябре касалось большинства грузов.
По данным аналитиков Промсвязьбанка, в октябре 2022 г. среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился в годовом измерении на 3,0% до 3,45 млн т в сутки против падения на 5,3% месяцем ранее. Уменьшение погрузки происходило по большинству видов грузов за исключением контейнерных перевозок (+2,3% год к году) и строительных грузов (+12,8% соответственно).
Погрузка каменного угля уменьшилась на 3,7% до 31,2 млн т. Снижение грузовой базы в октябре 2022 г. эксперты ПСБ связывают с уменьшением добычи угля в России и прекращением экспорта ископаемого топлива на Украину и страны Европейского Союза в связи с введением эмбарго. Замедление экспорта угля в восточном направлении (в основном в Индию) произошло в результате ограниченных возможностей инфраструктуры — БАМа, Транссиба и железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока.
В октябре было перевезено 2,1 млн т лесоматериалов, что на 36,4% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Ключевым фактором, повлиявшим на коррекцию объемов, авторы обзора называют нарушение логистики поставок контейнеров по всему миру и последовавшее удорожание морского фрахта.
В октябре 2022 г. аналитики ПСБ отмечают увеличение погрузки нефтеналивных грузов, особенно на внутреннюю перераработку. Первичная переработка нефтяного сырья в прошлом месяце сохранилась на уровне 5,6 млн барр. в сутки. В преддверии эмбарго ЕС (вступает в силу 5 декабря) на морские поставки нефти из России отгрузка сырой нефти на экспорт снизилась на 2% год к году до 4,7 млн барр. в сутки.
Рост погрузки продемонстрировали минерально-строительные грузы и зерно. Увеличение по строительным грузам авторы анализа объясняют растущими объемами жилищного строительства и активизацией инфраструктурных проектов (реконструкция БАМа и Транссиба, строительство автотрассы Москва-Казань и т.д.). В ноябре 2022 г. рост перевозок строительных грузов продолжится, в том числе в связи с реализацией мер поддержки строительной отрасли.
Погрузка зерна выросла в годовом выражении на 4,2% до 2,5 млн т на фоне высокого урожая. Увеличение произошло как внутри страны, так и в экспортном направлении. Аналитики ПСБ отмечают, что аграрии начали активно засеивать другие культуры, чтобы избежать потерь на экспортных пошлинах, введенных в конце прошлого года. Например, существенно выросла погрузка кукурузы и гороха, семян льна, овса, чечевицы и нута.
В 2022 г. сбор зерна в России может составить 150—152 млн т, в том числе до 100 млн т — пшеницы, кукурузы — 14,2 млн т, ячменя — 19,3 млн т.
«В 2022 г. мы ожидаем снижение погрузки на сети РЖД на 3—5% год к году. Ключевыми факторами снижения остаются: отказ от российского угля и ввод эмбарго на морские перевозки нефтеналивных грузов из России в странах Европейского союза. Потеря рынка ЕС не будет полностью компенсирована поставками в Азию, в том числе в связи с ограниченной пропускной способностью Восточного полигона, — считает аналитик ПСБ Дмитрий Кондратов. — При этом наша страна могла бы нарастить экспорт минеральных удобрений и продукцию агропромышленного комплекса. Однако по этим группам товаров существует дефицит терминальных мощностей из-за проблем с экспортом через страны Балтии».