Среди причин эксперты называют и частичную мобилизацию населения соответствующего возраста.
Аналитики Промсвязьбанка констатируют, что в октябре 2022 г. продажи новых легковых автомобилей в России уменьшились в годовом измерении на 62,8% до 45,2 тыс. автомобилей. По отношению к сентябрю нынешнего года российский авторынок тоже сократился на 3,1%.
Падение продаж, сообщают эксперты ПСБ, объяснялось ужесточением выдачи автокредитов людям трудоспособного возраста (в силу частичной мобилизации) и приостановкой деятельности зарубежных компаний (таких как Nissan и Toyota), а также дефицитом необходимых автокомпонентов и самих автомобилей.
Авторы анализа отмечают, что рассматриваемом периоде практически все автомобильные марки показали снижение, за исключением Lifan и Infiniti. Продажи отдельных автомобильных брендов прекратились почти полностью. Так, Toyota и Volvo сократили реализацию в России в годовом выражении более чем на 98% вследствие ухода заводов с территории России, введения санкций и отказа в одобрении кредита для трудоспособного населения.
Среди российских марок аналитики ПСБ отмечают, что в результате перебоев в работе тольяттинского и ижевского заводов, а также ограничения из-за введения санкций и нарушения логистических цепочек компания Автоваз уменьшила продажи относительно октября 2021 г. на 25% до 19,1 тыс. единиц.
Эксперты напоминают, что до мая 2022 г. компания находилась в простое из-за дефицита автомобильных запчастей для сборки. В настоящее время заводы частично адаптированы для производства упрощенных моделей. В начале июня Автоваз возобновил сборку легковых автомобилей, запустив модель Lada Granta Classic 2022 — первую после ухода Renault из России, затем — расширил модельный ряд Lada Granta спортивной версией Drive Active и Cross.
В октябре, констатируют авторы анализа, продажи практически всех китайских автомобилей также уменьшились, за исключением Lifan. Так, реализация Geely на территории нашей страны снизилась год к году на 2% до 2,95 тыс. штук. Haval выбрали 4,4 тыс. покупателей — на 8% меньше, чем годом ранее. В то же время Lifan приобрели в октябре в количестве 24 единиц. (+50% соответственно).
Также эксперты ПСБ отмечают, что Infiniti (дочерняя компания Nissan) увеличила реализацию своих автомобилей на 51% до 131 единицы, что они в основном связывают с наращиванием продаж со складских запасов на фоне ухода материнской компании из России. Аналитики банка напоминают, что в начале октября Nissan приняла решение полностью покинуть российский рынок.
«В дальнейшем ситуация на рынке новых легковых автомобилей будет оставаться сложной. Наш консервативный сценарий предполагает снижение продаж новых легковых авто и LCV в 2022 г. на 50—55% год к году. Восстановление может начаться не раньше января—февраля следующего года, когда производство будет адаптировано под текущие условия и увеличатся продажи автомобилей 2021 — 2022 гг. выпуска», — прогнозируют эксперты Центра аналитики и экспертизы ПСБ.