Соответствующий опрос провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Эксперты ВЦИОМ (www.wciom.ru) констатируют, что после двух лет пандемии, многочисленных санкций и ухода из страны многих иностранных компаний мрачные прогнозы о массовой безработице не оправдались.
В ходе сентябрьского опроса 70% россиян сообщили, что в их окружении нет людей, потерявших работу в течение последних двух—трех месяцев. Начиная с марта 2022 г. значения колебались в пределах 68—70%, что свидетельствует авторам исследования о минимальной актуальности проблемы за последние полгода.
В окружении каждого пятого, напротив, есть те, кто остался без работы (21%, −6 п.п. к сентябрю 2021 г.). Однако социологи отмечают, что подобные случаи не носят массовый характер: у каждого седьмого таких в окружении один—три человека (15%) и лишь у 6% — четыре и более.
Наименее благоприятная ситуация наблюдалась в сентябре 2020 г., когда о потере работы близких и знакомых сообщили 43% опрошенных — вдвое больше, чем за аналогичный период текущего года. Из них каждый пятый ответил, что таких много (21%). В целом подобные высокие оценки зафиксированы на протяжении всего «пандемийного» 2020 г., что говорит авторам опроса в том числе о трансформации рынка труда на фоне локдауна. Полученные результаты подтверждаются и официальной статистикой. По данным Росстата, уровень безработицы в сентябре — ноябре 2020 г. составил 6,3%, а за аналогичный период прошлого года — 4,3%.
Индекс безработицы в сентябре опустился до рекордно низких значений, составив −49 пунктов. В начале прошлого года проблема безработицы была актуальнее: в январе 2021 года индекс составил −10 пунктов, снижаясь с каждым месяцем все сильнее. В декабре он принял значение −36 пунктов, продолжив опускаться уже в 2022 г. На протяжении последних семи месяцев расчетный показатель не превышал −45 пунктов.
ВЦИОМ поясняет, что индекс безработицы рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Сколько человек среди ваших близких, знакомых потеряли работу в течение последних двух—трех месяцев?». Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от −100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше актуальность проблемы для респондентов.