Отношения между ними стали «Специальным сюжетом» очередного аналитического обзора «Тренды развития крупнейших экономик мира: США, зоны евро и Китая», подготовленного Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Анализируя четыре века взаимоотношений России и Ирана, ведущий эксперт ЦМАКП Роман Волков выделает следующие периоды:
I. XVI — XVIII вв.
Основной вектор — начало дипломатических отношений и совместное противодействие Османской империи.
Начало XVI в. (1521 г.) — первые дипломатические контакты между Россией (Московское великое княжество) и Ираном (Сефевидское государство) — визит эмиссара Сефевидского Шаха в Москву.
1552 — 1553 гг. — обмен послами.
1586 г. — установление полноценных дипломатических отношений.
II. Конец XVIII в. — 1917 г.
Основной вектор — противостояние в Закавказье и на Каспийском море.
1804 — 1813 гг. и 1826 — 1828 гг. — русско-персидские войны, последовательный рост влияния Российской империи в Северном Иране.
III. 1917 — 1991 г. (Советский период)
Основной вектор определялся геополитической ориентацией Ирана.
1920—1930-е гг. — развитие торгово-экономических отношений, включая поставки промтоваров (тракторы и т.д.).
1941 г. — СССР совместно с Великобританией оккупирует Иран. Он становится одним из основных маршрутов поставок в СССР по ленд-лизу, развитие производств.
До 1979 г. — ориентация Ирана на США, сворачивание сотрудничества с СССР.
1979 г. — СССР первым признает Исламскую Республику Иран, активное развитие советско-иранского сотрудничества.
IV. 1991- 2021 гг.
Основной вектор — экономическое сотрудничество (основные направления — торговля товарами, атомная энергетика, ВТС, транспорт).
1992 г. — соглашения о мирном использовании атомной энергии и продолжении строительства АЭС в Бушере (запущена в 2011 г., строительство блоков АЭС продолжается).
2000 г. — межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг» (подписали Россия, Иран и Индия).
2007 г. — контракт на поставку ЗРК С-300 (объем 900 млн долл., исполнен в 2016 г.).
Потенциал современной торговли России с Ираном эксперт ЦМАКП характеризует как нереализованный.
Оборот торговли товарами между ними не превышает 4 млрд долл. со стабильно положительным балансом для России. Структура торговли крайне концентрирована: около 80% взаимных поставок приходится на продовольствие. Россия входит в топ-10 внешнеторговых партнеров Ирана, однако ее доля (1—3%) заметно уступает Китаю (до 30% экспорта и импорта), Ираку (11% экспорта Ирана), ОАЭ (20% импорта) и другим ведущим партнерам Ирана.
По оценке Р. Волкова, в 2022 г. изменение геополитического и экономического ландшафта формирует новые возможности и проблемы для российско-иранского сотрудничества. В обоснование такого вывода эксперт выделяет следующие события.
В нефтегазовой сфере
Будучи крупными экспортерами нефти, Россия и Иран традиционно ориентировались на разные рынки: более половины российского нефтяного экспорта до 2022 г. приходилось на страны Европы, тогда как основная часть иранской нефти шла в Китай. Переориентация России на Китай (в мае 2022 г. поставки нефти в него примерно в 1,5 раза превысили аналогичный показатель прошлого года) сделала ее конкурентом Ирана, чьи поставки в Китай в том же месяце снизились на 35%. В мае 2022 г. Иранский союз экспортеров нефти, нефтехимических товаров и газа заявил, что российская ценовая политика ухудшает условия регионального рынка (Афганистан, Пакистан) СПГ для Ирана.
В сентябре 2022 г. Иран объявил о планах по закупке природного газа в объеме 9 млн куб. м /день в дополнение к 6 млн куб. м /день, закупаемым в рамках СВОП-соглашения.
В октябре 2022 г. Министр нефти Ирана Джавад Оуджи сообщил о сделке с Россией объемом 44 млрд долл., из которых 40 млрд долл. планируется направить на строительство газопровода в Иране, 4 млрд долл. — на разработку иранских месторождений.
В сфере промышленности и транспорта
Россия может производить газовые турбины малой и средней мощности, тогда как турбины большой мощности (от 120 МВт) поставлялись германской Siemens. После ухода Siemens Иран, который производит турбины большой мощности, мог бы обеспечить поставки.
В октябре 2022 г. управляющий директор Иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компании (IGEDC) Реза Ношади заявил, что Иран поставит в Россию 40 газовых турбин в рамках соответствующего соглашения (в Иране локализовано производство турбин Siemens).
В июле 2022 г. представитель Управления гражданской авиации Исламской республики Миракбара Разави заявил о возможности поставок авиационного оборудования в Россию и техническом обслуживании в Иране самолетов российских авиакомпаний.
Основанный в 2000 г., транспортный коридор «Север-Юг» в текущих условиях приобретает принципиально новое значение как для России, так и для Ирана, заключает ведущий эксперт ЦМАКП.