Ноябрь не поддержал улучшение ее динамики месяцем ранее. Возможно, поэтому прогноз экспертов на итог всего 2022 г. сдвинулся к худшему варианту.
Аналитики Промсвязьбанка информируют, что в минувшем ноябре среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился в годовом измерении на 4,2% (–0,1% к предшествовавшему месяцу) до 3,45 млн т в сутки. Напомним, что месяцем ранее они сообщили о замедлении ее сокращения в октябре до –3,0% соответственно. Таким образом, динамика данного показателя снова ухудшилась.
Однако погрузка каменного угля выросла в годовом выражении на 0,3% до 31,5 млн т. Увеличение грузовой базы в ноябре 2022 г. эксперты ПСБ объясняют приростом внутреннего потребления в России в связи с более ранним похолоданием на всей территории страны и наращиванием вывоза твердого топлива в азиатские страны. Так, по данным Kpler, в ноябре 2022 г. экспорт энергетического угля из России в Азию составил 12 млн т, что на 9,1% выше соответствующего уровня предыдущего месяца.
Авторы анализа напоминают, что в октябре 2022 г. было отмечено снижение погрузки нефтеналивных грузов, особенно на внутреннюю перераработку. В ноябре первичная переработка нефтяного сырья снизилась на 3,7% до 5,4 млн барр. в сутки, несмотря на увеличение поставок дизельного топлива в Европу на 42,9% до 0,75 млн барр. в сутки.
Рост погрузки продемонстрировали также минерально-строительные грузы и зерно. Увеличение по строительным грузам аналитики ПСБ связывают с растущими объемами жилищного строительства и активизацией инфраструктурных проектов (реконструкция БАМа и Транссиба, строительство автотрассы Москва-Казань и т.д.). Эксперты считают, что в декабре 2022 г. рост перевозок строительных грузов продолжится, в том числе в связи с реализацией мер поддержки строительной отрасли.
Погрузка зерна выросла год к году на 18,2% до 2,6 млн т на фоне высокого урожая. Авторы анализа отмечают, что аграрии начали активно засеивать другие культуры, чтобы избежать потерь на экспортных пошлинах, введенных в конце прошлого года. Например, существенно выросла погрузка кукурузы и гороха, семян льна, овса, чечевицы и нута.
Аналитики ПСБ повторяют свой прогноз, что в 2022 г. сбор зерна в РФ может составить 150—152 млн т, в том числе до 100 млн т — пшеницы, кукурузы — 14,2 млн т, ячменя — 19,3 млн т.
В 2022 году они ожидают снижения погрузки на сети РЖД на 5%. Ключевые факторы снижения эксперты ПСБ называют те же — отказ от российского угля и ввод эмбарго на морские перевозки нефтеналивных грузов из России в странах Европейского союза. Аналитики банка по-прежнему считают, что потеря рынка ЕС не будет полностью компенсирована поставками в Азию, в том числе в связи с ограниченной пропускной способностью Восточного полигона.
При этом, по их мнению, Россия могла бы нарастить экспорт минеральных удобрений и продукции агропромышленного комплекса. Однако по этим группам товаров существует дефицит терминальных мощностей из-за проблем с экспортом через страны Балтии.
Обратим внимание, что прогноз месячной давности аналитиков ПСБ по снижению погрузки на сети РЖД за весь 2022 г. не исключал и более мягкий вариант — –3—5%