Она изрядно отличается у двух разных аналитических центров.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом месяце продажи в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали относительно ноября 2021 г. на 61,6%, или на 74 563 штуки, до 46 403 единиц. Относительная динамика при этом оказалась лучше, чем месяцем ранее, на 1,2 п.п.
За 11 месяцев с начала текущего года рынок данных автомобилей сократился на 60,9%, или на 854 163 штуки, составив, по подсчетам АЕБ, 548 877 единиц. Причем годовая динамика по сравнению с предшествовавшими десятью месяцами символически, но ухудшилась — на 0,1 п.п.
Комитет автопроизводителей АЕБ по-прежнему считает бессмысленным возобновлять свои комментарии статистики по авторынку и информирует лишь о том, что в нее он не включает данные о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. Аналогично с мая 2022 г. ежемесячные данные АЕБ не включают сведения о продажах Chery по решению штаб-квартиры Chery Automobile CO, Ltd. А вот квартальные данные содержат информацию о всех перечисленных автопроизводителях.
Между тем эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК» сообщают, что объем российского рынка новых легковых автомобилей без учета легких коммерческих авто по итогам ноября 2022 г. составил 51 525 единиц, что на 48,8% меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом аналитики агентства отмечают, что по отношению к октябрю нынешнего года российский авторынок показал прирост на 19%. С начала года в России было куплено 569 536 легковых машин — на 58,8% меньше, чем в январе — октябре 2021 г.
По-прежнему лидирует на рынке отечественная марка LADA — в прошлом месяце россияне приобрели 21 207 этих автомобилей (+1,1%). Среди иномарок самым популярным вновь стал китайский бренд Chery, чей результат составил 5537 машин (+84,3%). Таким образом, констатируют эксперты агентства «АВТОСТАТ», Haval опустился на третью строчку рейтинга продаж с показателем 4467 автомобилей (+13,9%). Далее следует Geely, чьи модели выбрал 3351 покупатель (+42,8%). Автомобили Kia разошлись в количестве 3251 экземпляра, что в годовом измерении меньше на 72,5% меньше. В ТОП-10 лидеров российского авторынка по итогам ноября также вошли Hyundai (2394 штуки, –76,3%), EXEED (1609, рост в 4,4 раза), Renault (1227, –86,8%), Toyota (1161, –84%) и УАЗ (943 штуки, –39,6%).
Обращает на себя внимание заметное расхождение в данных названных источников. И дело, видимо, не только в том, что АЕБ учитывает новые легковые автомобили вместе с легкими коммерческими, а «АВТОСТАТ» статистику последних опускает. Даже без них количество продаж с начала года у агентства на 20 659 больше, чем у АЕБ. Кроме того, у Ассоциации евробизнеса в ноябре год к году динамика рынка улучшилась всего на 1,2 п.п. по сравнению с сентябрьским аналогом, а у агентства — на 14,3 п.п., хотя выглядит сомнительно, что «вес» легких коммерческих автомобилей может столь существенно корректировать динамику общих продаж.
Как бы там ни было, аналитики Промсвязьбанка ожидают, что в дальнейшем ситуация на рынке новых легковых автомобилей будет оставаться сложной. Их консервативный сценарий предполагает снижение продаж новых легковых авто и LCV (легких коммерческих) в 2022 г. на 50—55%. Восстановление, по их мнению, может начаться не раньше января—февраля следующего года, когда производство будет адаптировано под текущие условия и увеличатся продажи автомобилей 2021 — 2022 гг. выпуска, в том числе в рамках параллельного импорта.
Кстати, если аналитики ПСБ отталкиваются от данных АЕБ, их итоговый прогноз выглядит чрезмерно оптимистично.