Рост доли внутреннего производства, консолидация конкурентной борьбы на насыщенном рынке, перестройка торговых маршрутов для бесперебойных поставок: эксперты из компании «Молоко», которая производит сыры «Mildar», «Ферма Долюбово» и «Отчизна», поделились прогнозами по сыроваренной отрасли в 2023 году.
По данным «Союзмолоко», за период с 2018 по 2021 гг. рынок сыров в России вырос почти на 29%. Стимулом для развития производства послужили ограничения для импорта молочной продукции западных марок и запрос россиян на товары по невысокой стоимости.
Сегодня на отечественном рынке представлено более 500 видов сыра: большинство производится в России и Белоруссии. Наибольшим спросом пользуются плавленые, полутвердые и твердые сорта, известные еще с советских времен. Покупателей привлекают разнообразием ассортимента и доступными ценами, делая акцент на красочную упаковку и технологию производства.
«Что касается покупательского поведения, сегодня эффект низкой базы соперничает с тем фактом, что рынок достаточно насыщен. Сыр относится к продуктам ежедневного потребления, но при этом его нельзя назвать товаром первой необходимости. В Европе в 2021-м человек в год в среднем съедал 15-18 кг сыра, в то время как в России — 6,4 кг. Вместе с тем мы видим, что рынок в стране постепенно насыщается и упирается в покупательную способность населения», — комментирует руководитель отдела маркетинга ООО «Молоко» Ксения Никандрова.
В 2022 году наряду с объективными ограничениями для роста рынка, такими как нахождение большей части субъектов РФ в неподходящих для сырного производства климатических зонах, недостаток культуры потребления сыра и, соответственно, спроса на качественный продукт, невысокая покупательная способность населения, добавились новые.
Из-за санкций, ухода международных компаний и проблем с перевозками поставки стали дороже в 2-3 раза, а некоторые товары вовсе оказались недоступны. Производители закупают ингредиенты про запас, ищут аналоги в России, перестраивают торговые маршруты. Помимо дефицита сырья к факторам риска можно отнести дальнейшее снижение покупательной способности населения, сильный рубль, ограничение в импорте технологий, недобросовестную конкуренцию на рынке. Все это будет влиять на развитие отрасли и в 2023 году.
«В новых экономических и политических условиях российский рынок сыров продолжит развитие за счет внутреннего производства и появления новых иностранных партнеров. При этом преимущество получат крупные холдинговые структуры, имеющие доступ к сырью, а его нехватка будет препятствовать выходу на рынок новых компаний. В ближайшие годы стоит ожидать консолидацию конкурентной борьбы. Чтобы сохранить потребителя и долю рынка, а также реализовать большое количество товарных остатков, многие производители уже сейчас вынуждены торговать ниже порога рентабельности по группе товаров», — добавляет руководитель отдела закупок и производства ООО «Молоко» Никита Васильцов.
В кризис отрасли поможет выстоять инновационный рост, государственная поддержка и привлечение инвестиций для модернизации. Сегодня в России на стадии строительства или реконструкции находится не менее десяти крупных сыродельных заводов. Большинство руководителей и инвесторов в качестве безусловного приоритета видят сохранение качества продукта, а для снижения себестоимости товара основной упор планируют делать на автоматизации производства. Новые технологичные линии ориентированы на оптимизацию основных процессов производства сыра, а также на снижение трудоемкости и повышение скорости при выработке малоформатных сыров.