В 2005 году в России был издан закон, который ввел понятие особых экономических зон (ОЭЗ) и определил порядок их существования. Развитие ОЭЗ проходило неравномерно: за последние пару лет в стране появилось больше особых территорий, чем более чем за десятилетие перед этим. Смысл создания ОЭЗ ясен: они привлекают в регионы крупные предприятия, дают толчок местному бизнесу, развивают технологический потенциал и предоставляют тысячи новых рабочих мест. Минэкономразвития отмечает, что заявки на образование новых особых экономических зон поступают с завидной регулярностью, а значит, в таких территориях заинтересованы и бизнес, и правительства регионов. О перспективах существования ОЭЗ и существующих для них на данный момент препятствиях рассказывает Денис Антипов, генеральный директор УК ОЭЗ «Доброград-1».
Законодательная база
Нормативно-правовые акты, связанные с порядком функционирования ОЭЗ, появляются регулярно, правительство постоянно вносит небольшие коррективы и устраняет двоякие трактовки. Основной закон, который ввел в практику само понятие особых экономических зон — Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Весной 2022 года Правительство РФ внесло в Государственную думу РФ законопроект, направленный на реформирование особых экономических зон и внесение изменений в 116-ФЗ. В нем помимо всего прочего были обозначены новый порядок получения статуса резидента, уменьшенные сроки решения наиболее важных вопросов, новые преимущества вступления в ОЭЗ для представителей бизнеса. Законопроект успешно прошел первое чтение. Предприниматели, региональные экономические министерства и ведомства, а также УК ОЭЗ ждут полноценного принятия закона, однако пока процедура замедлилась.
Остается надеяться, что высокие ожидания будут оправданы: в текущей версии законопроект отвечает всем запросам разных агентов, связанных с ОЭЗ.
Роль государства и государственная поддержка
В целом то, насколько эффективно развиваются особые экономические зоны, напрямую связано с участием государства: усовершенствованием нормативной базы, принятием льготных программ и другой поддержкой. Поскольку большинство ОЭЗ возводятся с нуля, в чистом поле, поддержка государства важна на каждом этапе: от строительства первых объектов инфраструктуры до упрощения налогового бремени для резидентов.
Сейчас процедура получения разрешения на строительство, например, может занимать до полугода — сам процесс строительства легко уложится примерно в те же сроки. Взаимодействие с различными ведомствами, подключение коммуникаций, снабжение объектов ресурсами — все эти вопросы требуют от УК временных и денежных затрат, а также высокой квалификации сотрудников.
Государство, поскольку оно заинтересовано в развитии ОЭЗ, могло бы упростить процедуры и законодательные нормы, связанные со строительством и подключением объектов ОЭЗ к инженерным коммуникациям.
Финансирование ОЭЗ
На текущий момент ОЭЗ могут привлекать средства на развитие из региональных бюджетов (реже — федерального) и собственной прибыли, если она есть. Этих денег хватает на поддержание инфраструктуры, но говорить о быстром и эффективном развитии получается не всегда. Новые финансовые продукты (иными словами, «длинные дешевые деньги»), которыми ОЭЗ смогут распоряжаться для привлечения новых предпринимателей, развития стартапов и строительства/усовершенствования инфраструктуры, сразу повысят привлекательность территорий для сторонних инвесторов, а также дадут толчок к увеличению числа рабочих мест.
При этом видно, что предприниматели стали с большим интересом изучать возможность своего развития в рамках ОЭЗ. Многие новые перспективные предприятия выбирают ОЭЗ и акселераторы — из-за более комфортных условий и поддержки. При этом максимальную заинтересованность в таких территориях демонстрирует средний и крупный бизнес. Особые экономические зоны, помимо различных льгот и послаблений, формируют особую бизнес-среду, подталкивающую резидентов к кооперации и партнерству, запуску совместных проектов и поиску инновационных решений, которые могли бы сделать каждый отдельный бизнес более эффективным. Это еще один из факторов, который подтверждает, что тенденция на развитие ОЭЗ будет набирать обороты. А вместе с грамотной поддержкой государства, принятием новой правовой базы и привлечением инвесторов этот процесс может пойти еще быстрее.