Выяснил это Всероссийский цент изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Опрос ВЦИОМ показал, что в этом году большинство россиян планируют встречать Новый год дома — 80%, показатель остается высоким во всех демографических группах. Собираются в гости 6%, еще 3% — на дачу. На протяжении всего периода измерений с 2003 г. традиция празднования дома остается неизменной. У этого праздника есть и другие традиции: новогодние фильмы, салюты, народные гуляния и многое другое. Исследование показало, что три главных составляющих Нового года для россиян — это семья, близкие люди рядом (38%), нарядная елка (23%) и застолье (18%). Женщины говорят о семье несколько чаще, чем мужчины (41% против 35%), показатель выше также среди молодых россиян 18 — 24 лет (43%). Среди других составляющих Нового года наши сограждане называли подарки (11%), общение и встречи с друзьями, близкими, поход в гости (7%), салюты и фейерверки (5%), по 4% указали оливье и выступление президента.
Топ-5 наиболее популярных подарков в этом году составили: конфеты, спиртные напитки, деликатесы (25%), парфюмерия, косметика, бижутерия (19%), сувениры (19%), игрушки (18%) и деньги (15%). Авторы исследования отмечают, что с 2005 г. лидер рейтинга подарков остается бессменным, чаще всего россияне дарят друг другу именно «вкусные» подарки, женщины делают это чаще мужчин (30% против 20%), они же чаще дарят игрушки (22% против 14%), парфюмерию и косметику (23% против 13%), а мужчины в целом реже выбирают все перечисленные варианты подарков. Это, по мнению экспертов ВЦИОМ, может косвенно указывать на то, что в семьях именно женщины больше вовлечены в процесс выбора подарков близким. Съедобные подарки заметно чаще дарят граждане старше 35 лет (27 — 28% против 18 — 19% в группе 18 — 34-летних); молодежь 18 — 24 лет и россияне старше 60 лет чаще предпочитают вручать на Новый год деньги (22 и 23% соответственно); парфюмерию и косметику дарят преимущественно 35 — 44-летние (26%). Молодежь 18 — 24 лет в два раза чаще, чем россияне в целом, выбирает в качестве подарка «под елку» бытовые приборы (21% против. 11%).
В рейтинге желанных подарков (что хотели бы получить сами россияне) в этом году лидирует внимание близких людей (10%). Второе место занимают деньги (9%, −7 п.п. к 2021 г.), замыкают тройку билеты на концерт, в театр, ужин в ресторане (8%). Среди других вариантов подарков — конфеты, спиртные напитки, деликатесы; парфюмерия, косметика, бижутерия и сувениры (по 7%), автомобиль, бытовые приборы, книги, путевка в турпоездку, подарочный сертификат (по 6%). Признались, что ничего не хотели бы получить в подарок, 14%, среди мужчин и россиян старше 60 лет показатель достигает 19%.
Уже определились с тем, как проведут предстоящие долгие выходные, 38% россиян, еще 15% думают об этом, но пока не решили окончательно. Ничего не планируют 21%, каждый пятый; почти столько же указали, что в этом году не будут отдыхать, им предстоит работать (22%). За год процент россиян, кому не удастся отдохнуть на новогодних выходных, вырос в 2,8 раза (8% в 2021 г.). В этой группе преобладают мужчины (31% против 15% среди женщин), россияне 25 — 34 лет (32%), 45 — 59 лет (30%), жители Северо-Кавказского федерального округа (34%) и граждане, характеризующие свое материальное положение как плохое (29% против 15% среди довольных уровнем дохода).
Большинство россиян намерены провести новогодние выходные в своем населенном пункте (69%), как и годом ранее (2021 г. — 71%). Каждый четвертый планирует поездку в другой город или село России (26%). Основными направлениями отдыха стали столичные регионы — Москва и Московская область (14% от числа планирующих поездку), Санкт-Петербург и Ленинградская область (11%), по 4% указали Татарстан, Казань и Краснодарский край.
Чаще других планируют выехать за пределы своего населенного пункта в предстоящие праздники молодежь 18 — 24 лет (36%) и россияне 35 — 44 лет (34%), граждане с высшим образованием (34%), характеризующие материальное положение как хорошее (36%) и проживающие в Центральном федеральном округе (34%).
Проводить долгие выходные дома намерены в основном россияне старшего возраста (81%), характеризующие свои доходы как плохие (80%), жители села (77%), жители Дальневосточного округа (75%) и активные телезрители (88%), показал опрос ВЦИОМ.