На это указал Индекс свободных денег (ИСД), рассчитываемый исследовательским холдингом «Ромир» в рамках ежемесячного анализа потребления россиян.
Авторы анализа поясняют, что в контексте данного исследования «Свободные деньги» — это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг.
Исследование на основе Единой панели данных «Ромира» показало, что в ноябре после основных трат в кошельке россиянина осталось 25% свободных денег (на 3 п.п. меньше, чем в октябре).
Индекс свободных денег составил 75%, что по сравнению с предшествующим месяцем меньше на 9% (на 8 п.п.). По отношению к ноябрю 2021 г. (ИСД был равен 95%) индекс ниже на 21% (на 20 п.п.).
Для расчета индекса авторы исследования за 100% приняли показатель января 2019 г.
«Россияне стали тратить больше денег на продукты и услуги, несмотря на снижающиеся доходы. Происходит это преимущественно за счет увеличения частоты покупок, нежели роста среднего чека. При этом свободных денег у потребителей оставалось все же больше, чем в начале весны», — отмечает директор бизнес-направления «М-Ромир» Ксения Пайзанская.
Согласно методике «Ромира», для расчета индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные).
К необходимым относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
- продукты питания;
- непродовольственные товары повседневного спроса;
- жилищно-коммунальные услуги;
- бытовые услуги;
- медицинские услуги;
- услуги пассажирского транспорта;
- услуги связи;
обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) «Ромир» приводит затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.